Материалы о владении катана

Тематическая подборка статей о технике японского меча ⚔.

Кендзюцу – это умение владеть японским мечом у самураев. По-японски кен – меч, дзюцу – практическое умение пользоваться чем то. Все вместе – умение пользоваться мечом.

Статьи по тематике: кендзюцу - искусство владения мечом

Вообще, термин достаточно древний, потому что в японском языке иероглиф, обозначающий кен, очень древний и обозначает длинный прямой меч, цуруги или текуто. Такие мечи были в употреблении еще в начале эпохи Хэйян, но уже в середине ее, и тем более к концу они полностью вышли из обихода воинов и были заменены изогнутыми мечами, предшественниками тати.

Японское искусство владения мечом кендзюцу зародилось в храмовых комплексах провинций Катори и Касима

Изначально, искусство владения японским мечом зародилось при буддийских храмах в провинциях Касима и Катори. В них были созданы первые школы кендзщюцу, которые впоследствии дали великое множество других школ меча. От них берут начало такие школы кендзюцу как Катори Синто-рю, Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю, КасимаСин-рю, Хоки-рю, Такеноучи-рю и множество других школ меча.

Иасцвет кендзюцу пришелся на годы Сэнгоку дзидай – эпоху воюющих провинций, когда все воевали со всеми и Япония погрузилась в непрерывную смуту на несколько десятилетий.

Кендзюцу развилось в эпоху внутренних междоусобиц в Японии, в эпоху Сэенгоку дзидай, время воюющих провинций

В эту эпоху создаются и оформляются идеологически все основные школы кендзюцу, появляются великие мастера меча, такие как Цукахара Бокудэн и Миямото Мусаси и создаются трактаты по фехтованию японским мечом, например, Хэйхо Кадэн Се Ягю Мунэнори.

Эпоха Воюющих провинций взастила лучших мастеров кендзюцу в Японии: Цукахара Бокудэна, Миямото Мусаси, Ягю Мунэнори

Обучение кендзюцу было достаточно разнообразным, самураи должны были обучиться простым приемам на длинном и коротком мече, намертво заучив базу владения мечом и несколько фехтовальных фраз. При этом учителя и мастера кендзюцу не гнушались пускать в ход палку, для стимуляции обучения.

Сам процесс изучения техники меча был достаточно долгим, чтобы запомнить прием катаной или вакидзаси на уровне подсознания нужно было выполнить правильно около 6000 повторений, и так для каждого отдельного приема!

Причем не выучив в совершенстве один прием, ученик не переходил к обучению следующего.

Самурай должен был научиться на полном автоматизме владеть мечом в любой ситуации и в любом месте. При нападении в лесу, на рынке, в таверне, в ванной, в туалете. И сам мог напасть в доме, в коридоре замка, среди зарослей, утром и ночью.

Обучение кендзюцу было долгим и жестоким, учитель часто бил учеников боккеном, заставляя повторять приемы катаной

Кендзюцу позволяло научиться владеть как длинным, так и коротким японским мечами, потому, что, во-первых, самурай всегда носил два меча, как символ своего статуса, а во-вторых, далеко не везде было удобно пользоваться длинной катаной, например, в узких и низких помещениях.

В идеале, при должном умении и хороших учителях, ученик мог достичь высокой степени мастерства и приблизиться к непревзойденным мечникам своего времени, таким, как Мусаси, Мунэнори или Бокудэн.

Сперва, в старые времена эпохи Камакура и раннего Мкрамати обучение приемам кендзюцу велось на тупых стальных мечах, потом для уменьшения травматизма стали использовать деревянных палки – боккены.

Великий мастер меча Ягю Мунэнори изобрел чанбару в 17 в. для уменьшения травматизма при учебных поединках

В 16 веке, в период Адзути – Момояма начали использовать фукуро-синаи, специальные тренировочные мечи из гибкого бамбука, обшитые кожей, а в начале эпохи Эдо в первой трети 17 века, Ягю Мунэнори изобрел чанбару – тренировочный, не травмоопасный меч.

В последующую мирную эпоху Эдо искусство кендзюцу приходит в постепенный упадок, поскольку войн нет и владение самураю мечом все меньше нужно в обычной жизни.

Новый виток интереса к искусству владения японским мечом возник уже в наши дни. Современное кино, комиксы, интернет возродили интерес к умениям самураев фехтовать катаной, да и сам японский меч во многом сакрализировался.

Современное японское фехтование базируется во многом на фильмах, сериалах, мультипликации, создающих обрах самурая

Старые полузабытые школы самурайского меча стали возрождаться и создаваться по всему миру, а не только в самой Японии. Этот интерес не обошел стороной и Россию. У нас довольно много школ японского меча, но все они являются ухудшенной калькой современных японских школ. Которые сами весьма далеко отстоят от старых школ кендзюцу.

В нашей школе японского фехтования Katana Club мы стараемся следовать приемам старых школ меча. Основу обучения у нас составляют баттдо, призванное научить одиночной работе с мечом, синкендо, подразумевающее парную работу в движении и спарринги на не травмоопасных тренировочных мечах чанбарах.

Школа японского фехтования Katana Club обучает своих учеников на основе старых школ кендзюцу: баттодо, синкендо и спаррингам

При обучении кендзюцу мы на старые знания японских мастеров меча накладываем новые методики. За время, прошедшее с войн самураев наука, в том числе по анатомии, биологии, биомеханике, нейрологии продвинулась далеко вперед, и мы можем предложить более эффективные современные методики, которые в разы увеличивают скорость восприятия материала.

Сами занятия мы сделали комфортнее и безопаснее, за счет использования тренировочного оружия и легкой защиты. Для отработки приемов баттодо и синкендо мы используем габаритные пластиковые катаны и вакидзаси с пластиковыми ножнами. Это позволяет отрабатывать любые приемы фехтования, не используя стальные мечи или деревянные боккены.

Школа японского фехтования Katana Club использует пластиковые тренировочные катаны для обучения баттодо и синкендо

Для спаррингов мы в Katana Club используем легкие тренировочные не травмоопасные мечи чанбары, придуманные Ягю Мунэнори. Они достаточно упругие, чтобы можно было в поединке нанести ими удар, как мечом и взять любую защиту, и достаточно мягкие, чтобы не нанести ими никаких повреждений своему спарринг партнеру, даже при сильных ударах.

Тем не менее, мы используем защиту в виде легкого шлема с демпферами внутри и с прозрачной маской для головы, и защитные перчатки с пластиковыми накладками на пальцы для рук. Этого вполне достаточно для комфортного фехтования без мыслей о неприятных ощущениях.

Школа японского фехтования Katana Club использует тренировочные не травмоопасные мечи чандара для оработки ударов в парах и спаррингов

У нас в школе кендзюцу нет жесткого принуждения, мы стараемся найти оптимальную программу для каждого. Обучение через удовольствие – вот наш девиз на тренировках.

Вы можете записаться у нас на занятие, заполнив короткую анкету, или (что предпочтительнее) позвонить нам по телефону: +7 (926) 424-10-21 .

Если вас заинтересовала фехтование японским мечом, с радостью обучим вас всему, что умеем.


Японское фехтование в Москве для начинающих в школе кендзюу Katana Club

Японское фехтование в Москве для начинающих

Школа японского фехтования Katana Club проводит обучение владению мечом для начинающих: индивидуальное владение японским мечом, парная работа с навыками и приемами фехтования и спарринги учеников друг с другом.

Обучение новичков приемам японского меча в Katana Club

Обучение новичков японскому фехтованию в Katana Club

Новички, приходящие в нашу школу японского фехтования органично вливаются в состав основной группы. Сперва им ставится фехтовальная база, а затем на нее уже накладывается умение владеть японским мечом. Это делается в максимально короткие сроки.

Японская одежда для занятий кендзюцу

Японская одежда для тренировок кендзюцу

Японцы для занятий кенддзюцу обычно одевались достаточно легко. Это давало свободу движений, но и не предотвращало травматизм на тренировках, что повлекло создание чанбары и фукуросиная.