Искусство владения катаной
Обязательное умение для самураев средневековой Японии ⚔.
Умение владеть мечом входило в обязательные умения самураев. С конца эпохи Хэйан войны велись конными лучниками, у которых основным оружием был лук. Меч был дополнительным оружием, на тот случай, когда закончились стрелы. Для ведения военных действий с коня самурай сходил не часто, а потому, отточенные до совершенства умения владеть тати ему были ни к чему.
Военные действия представляли из себя бесконечную перестрелку между немногочисленными самураями, где все решала меткость и сила натяжения лука. В японском историко-фольклорном эпосе «Повесть о падении дома Тайра» красочно описаны такие сражения между кланами Тайра и Минамото.
Весь комплекс доспехов самурая был заточен под стрельбу из лука. Доспехи о-ерой были весьма прочными и довольно тяжелыми, отлично защищая владельца от стрел больших луков о-юми.
Пробить их ударами и уколами военного меча тати было нереально. Но, можно было ткнуть в незащищенные, или слабо защищенные места, например, в лицо, или подмышку.
С конца эпохи Камакура и с началом эпохи Муромати меч становится все более весомым оружием. Это связано прежде всего с увеличением численности самурайских армий, и увеличением в них доли пехоты, которая играла в войнах все более возрастающую роль.
Для пехотинца меч уже становится не оружием последнего шанса, а выступает на первый план, особенно в ближнем бою. Хотя, нужно сказать, что основным оружием пехоты все же являлось копье яри. Но в те времена полевые сражения (как и во всем средневековье) были редкостью, а основные военные действия сводились к малой войне и бесконечным осадам городов и замков.
В таких боях копье часто не удобно, а потому в ход шел меч. В боях на городских улочках или в переходах замка невозможно использовать копья, зато отлично подходят мечи. Основной тип мечей того времени – тати, для конных самураев (иногда они тоже спешивались) и более дешевый и короткий тип меча пехоты – утигатана. Хотя бывало, что пехотинцы пользовались укороченным вариантом тати – кодати.
Изменение состава армий и тактики сражений остро поставило вопрос об умении воинов владеть мечом в рукопашных схватках. От таких навыков теперь начала зависеть жизнь самурая, как раньше – от умения метко попасть в цель из лука.
Спрос рождает предложение, и в Японии начинают во множестве появляться школы кендзюцу. Где самураям давали полный курс основных умений воина – владеть мечом, правильно рубить, владеть копьем, осадным делом, разведке, каллиграфии и многому другому.
В 15 веке возникают три основных школы кендзюцу, давшие начало всем остальным: Каге-рю, Тюдзе-рю, Тенсин Седен Катори Синто-рю. Изначально, все эти школы готовили именно воина, способного грамотно действовать на поле боя мечом, луком и копьем.
Во времена Муромати и Сэнгоку основная война велась вовсе не в виде полевых сражений, хотя конечно бывали и они. Основные военные действия разворачивались вокруг укрепленных городов, крепостей и замков, с бесконечными осадами, деблокадами, штурмами и малой войной. В этих условиях меч становился предпочтительнее лука.
Кроме того, в гражданской жизни меч начинает играть все более возрастающую роль у всех сословий. Если в эпоху Хэйян встретить в обычной жизни аристократа с мечом на улицах Киото было довольно сложно, то в неспокойные периоды Муромати и Сэнгоку, когда противостояние императора, сегуната и крупных князей выливалось в гражданские войны разной продолжительности и ожесточенности, вооруженные люди на улице и на дороге за городом стали нормой.
Япония вооружилась и не только самураи ходили в гражданской жизни с мечами постоянно, но и торговцы, монахи, а часто и крестьяне с ремесленниками.
Когда вероятность встретить недоброго человека с мечом не на поле боя, а за околицей деревни стала очень высока, это потребовало не только ношение меча всеми, кому дорога своя жизнь, но и умения им воспользоваться в критической ситуации.
В период расцвета кендзюцу, в начале эпохи Эдо, количество школ меча в Японии было около 500. Каждая имела несколько десятков человек учеников. С одной стороны – это несколько десятков тысяч человек, умеющих владеть оружием достаточно профессионально. И это совсем не всегда самураи, потому, что часть школ принимала учеников не только из военного сословия.
С другой стороны, это немного на всю Японию, где иногда сражались армии по несколько десятков тысяч человек с каждой стороны, например, в гражданские войны князей эпохи Сенгоку.
Вывод неумолим – большая часть самураев никогда не обучалась кендзюцу и владеть мечом умела слабо. Особенно, это касается простых самураев, а не верхов японской феодальной лестницы. Обычный самурай в поединке встретившись где-нибудь на перепутье с мастером меча был обречен. Все накопленные им знания на войне в такой схватке не стоили ничего.
Показателен в этом смысле пример Миямото Мусаси. Будучи противником клана Токугава в грандиозной битве при Сэкигахара, он не проявил никаких особых талантов во владении мечом, хотя и не погиб. Но постепенно, совершенствуя свое мастерство, и доведя его до совершенства, он стал кенсеем – «святым меча».
Ему потребовались годы тренировок с мечом в зрелом возрасте, чтобы овладеть искусством фехтования. Род Миямото – не был богатым и известным, спорят даже, были ли они самураями. В любом случае, упорство и терпение были щедро вознаграждены мастерством, с которым Мусаси владел оружием.
Живший с ним в одно время Ягю Мунэнори, происходя из весьма знаменитого самурайского клана Ягю, и имея отца – знаменитого фехтовальщика, обучился владеть мечу еще ребенком, а потому, смог в той же битве при Сэкигахара, воюя на стороне Токугава показать себя отличным бойцом и разведчиком.
Можно сказать, что, если у самурая было желание изучить искусство меча, он всегда мог его, особенно с началом мирной и сытой эпохи сегуната Токугава. Эпоха Эдо дала Японии главное – крепкий мир и порядок внутри страны.
Вопреки фильмам о тогдашней Японии, где местные самураи непрерывно бьются против разбойников и якудза, в реальности преступность в Японии в эпоху Эдо была очень низкая. Смертью казнили относительно редко, по сравнению, с той же Европой. Основное наказание для самурая – была ссылка в дальние от его дома глухие провинции. Тогдашними японцами, очень привязанными к родному очагу, это воспринималось страшнее, чем смерть.
Дороги были безопасны. Буйных монахов и вооруженных крестьян разоружили. Ниндзя искоренили или переманили на службу сегунату. С разбойниками беспощадно боролись. Так зачем порядочному самурая изучать целыми днями искусство владения мечом? Впрочем, тот кто хотел, тот всегда мог научиться владеть катаной вполне профессионально.
Основные этапы обучения представляли из себя изучения основных стоек, ударов и защит, ударов и защит в движении, которые отрабатывались как в одиночку, так и в парах. В старых школах кендзюцу были обязательны спарринги сперва на боккенах, а позже, благодаря усилиям Ягю Мунэнори на не травмаопасных мечах, прообразах современной чанбары. Так же обязательной частью с середины 18 в. было обучение тамэсигири, то есть рубки мечом бамбука ил и макивар – специально замоченных в воде циновок из рисовой соломы.
Со времен сегуната Токугава писались и печатались специальные книги, посвящённые искусству фехтования. Это были как классические фехтбухи, показывающие и объясняющие приемы фехтования, такие как Хэйхо Каден Се, так и более теоретические работы, посвященные общим вопросам владения мечом, такие как Го-Рин Но Се «Книга пяти колец».
Такие трактаты закладывали практические и теоретические основы обучения японскому фехтованию.
Уже в те времена были известно количество правильных повторений приема, которые позволяют начать выполнять его учеником, и потом закрепляют на безусловной основе выполнение в стрессовой ситуации, на уровне рефлексов.
На этой базе строилась методика обучения молодого самурая его учителем, сенсеем. Основной методикой обучения ученика было многократное повторение им одного приема фехтования до полного автоматизма его выполнения. Учитель ставил правильную технику и следил за наработкой навыка, корректируя процесс обучения. Новые приемы с мечом не давались пока старый не закреплялся у самурая намертво. Такой способ обучения был трудоемок, но давал хорошие навыки на всю жизнь.
Работа в парах происходила как с учителем, так и с другими учениками. И отработки, и спарринги изначально происходили на деревянных мечах – боккенах. Сила ударов не ограничивалась, так, что не редки были случаи увечий и даже смертельных исходов.
Ягю Мунэнори в поддерживаемых государством школах кендзюцу (например, в Ягю Синкагэ-рю) в свободных боях и парной контактной отработке применял прообраз не травмаопасного меча чанбара.
Наследник клана Ягю Тосиканэ ввел спарринги с применением защиты рук, пояса, груди и головы, введя прообраз современной защиты в кендо. И кроме того, для спаррингов применял синай – меч из связанных бамбуковых полос.
Кроме того, он кодифицировал базовые приемы, создав первое описание кихонов (по-японски база, основа) – основных стоек, движений, ударов и защит в японском фехтовании и описал их в своем труде Хассей-хо.
В целом после относительного расцвета в середине 17 – начале 18 веков, японские школы фехтования начали вырождаться и деградировать и обучение в них самураев вместо подготовки воина перешло в разряд формализации и утратило многие изначальные дисциплины.
Обучаться в эпоху Эдо в них могли только самураи, которые из военного сословия стали либо приживалами при дворе сегуна, либо по сути мелкими лавочниками, часто имеющими один меч на троих, который брали по очереди только на службу.
Новый расцвет школ меча придется уже на эпоху Мэйдзи, эпоху реставрации императорской власти, на конец 19 века, но это уже другая история.