Тамэсигири - рубка мечом макивар
Искусство разрубания соломенных мишеней японским мечом.
Тамэсигири – изначально проба качества японского меча мастером при разрубании им различных предметов.
Сегодня тамэсигири - это искусство разрубания различных предметов и тренировочных мишеней. Без овладения тамэсигири не может быть состоявшегося мастера японского меча.
Именно тамэсигири во все времена давало возможность почувствовать японскую катана по настоящему, прочувствовать все нюансы разрубания мечом реального физического объекта: тела или мишени.
Никакие тренировки с ударами по воздуху или даже в учебных спаррингах не могут дать реальных ощущений рубки мечом.
История возникновения Тамэсигири
История возникновения тамэсигири уходит корнями в глубокую древность. По традиции, первое испытание меча восходит к эпохе Асука и мечу Когарасу-Мару, сделанному легендарным кузнецом Амакуни. На чем именно испытывался этот меч неизвестно, скорее всего, на рабах.
С эпох Нара и Хейян все известные мечи тестировались на прочность. Нет упоминаний, на чем тестировались, но видимо, на людях. С учетом практики последующих эпох, на рабах, военнопленных или преступниках.
44 меча Дайто, изготовленные в эпоху Нара в Корее, для полководцев японского императора, тестировались как в Корее, так и в Японии. Преступников для таких целей всегда хватало…
Начиная с эпохи Камакура Япония вползла в непрерывную череду междоусобных войн, закончившуюся эпохой Сэнгоку – «Воюющих провинций». Собственно тамэсигири в тот момент имело чисто прикладное значение, проверка меча перед битвой. Пленных и вражеских крестьян хватало, так что проблем с разрубанием человеческой плоти не было в принципе.
Если в эпоху Муромати было не принято рубить крестьян, феодалы выясняло свои отношения между собой, и гибли только самураи, то в эпоху Момояма, войны всех против всех, и до начала установления сегуната Токугава и эпохи Эдо, убивали всех подряд, без оглядки на сословие, пол и возраст...
Тамэсигири в эпоху Эдо
Мирная эпоха Эдо и благоденствие под властью сегуната Токугава положила конец кровавым разборкам. Культ меча в Японии достиг своего апогея. И ему требовалась сакрализация возможностей меча, доказанных тестами в присутствии свидетелей.
Если, в эпоху Момояма самурай разрубил мечом пленного, или даже первого попавшегося крестьянина,у него меч рубит тело и это хорошо. То в эпоху Эдо, просто разрубания было недостаточно, нужна была оценка меча так сказать «независимой экспертизой», в присутствии свидетелей. Собственно именно эту экспертизу и называли тамэсигири в то время.
Процесс испытания меча назывался «сито». Исполнитель рубки, тамэсигири – ситока. Он, как правило, был независимым мастером меча, «кендокой», которого приглашал за деньги владелец меча для проведения испытаний. Около трехсот лет наиболее почитаемыми ситоками были мастера из рода Ямада.
Меч обычно тестировался либо на приговоренных к смерти преступниках, либо на трупах. Считалось, что на трупах предпочтительнее, поскольку они ведут себя спокойно, не дергаются, не орут, удары получаются чистые и красивые. Ситока, члены оценочной комиссии и хозяин довольны.
Однако, на гравюрах очень часто показана именно казнь преступников, так что несмотря на «идеальное тамэсигири», надо полагать, в половине случаев рубили живых людей. Красоты меньше, зато реализма больше. Опять же, хозяин меча может этим похвалиться. Пустячок, но приятно. Для чистоты первого удара преступнику обычно закрывали глаза специальной повязкой, чтобы не дергался и не мешал ситока нанести чистый удар. Иногда приговоренного фиксировали веревками.
Во время тамэсигири присутствовал ситока с помощниками, тюремные чиновники, которые следили за казенным имуществом – преступником или его трупом, и иногда хозяин меча. Чаще все было без него, зачем ему смотреть, волноваться и мешать ситока?
Если рубили труп, его привязывали к нескольким колышкам (чаще четырем) и клади на специальный песчаный холмик, чтобы не повредить о землю меч.
Обычно тестировали меч полностью в сборе, но бывало, что тестировали только клинок, и тогда на него надевалась специальная рукоять киридзука.
Для стандартного теста наносилось обычно 18 ударов в разные части тела осужденного или трупа. Для некоторых ударов положение тела, или еще живого преступника меняли.
В идеале, после тамэсигири меч не должен был иметь зазубрин и сколов. Так конечно было далеко не всегда. Нужно понимать, что твердость тогдашних мечей была заведомо ниже, чем сейчас, а потому опасность выхрупнуться у режущей кромки катана была, но не велика.
Цудзигири - проверка качества меча на перекрестке
Классическое тамэсигири, по всем правилам, в присутствии официальных чиновников сегуната, ситоки, с экспертным заключением о качестве меча, конечно стоило достаточно больших денег, и позволить его могли себе только знатные и богатые самураи, или даймё – князья. Простые воины такой тест меча не потянули бы из-за его высокой стоимости.
Однако, это конечно не останавливало нищих самураев и ронинов от проверки «рабочих качеств» своих катана.
С давних пор существовал обычай цудзигири – убийство на распутье (дословно – убийство на перекрестке). Так называлось убийство случайного беззащитного путника из засады, обычно в сельской местности, с целью испытания меча.
Чтобы возместить себе душевные травмы, связанные с долгим сидением в засаде, самурай или ронин часто еще и грабил убитого, но не это было основной целью. Главное было проверка меча на рабочие качества так сказать в боевой обстановке.
Никакого объявления о цели нападения, о себе и своих предках, как обычно бывало при поединках самураев, в этом случае не было. Это было убийство из засады, в спину, без всяких правил. Главное – убить безнаказанно.
Обычно, цудзигири совершалось в одиночку, но часто для подстраховки брались помощники, а то мало ли на кого нападешь случайно.
Наследник рода Токугава, будущий сёгун Токугава Иэмицу, отправляясь убивать случайных прохожих на улицы Эдо, брал с собой несколько подручных, мастеров меча, одним из которых был его друг, молодой одноглазый Ягю Дзюбей, будущий великий мастер меча.
Власти боролись с цудзигири, как только могли, но, несмотря на то, что в случае поимки, меч пробовали уже на любителях цудзигири, они не переводились вплоть до конца эпохи Эдо.
Тамэсигири в эпоху Мэйдзи
Использовать макивары вместо человеческих тел, начали только в эпоху Мэйдзи, времени реставрации императорской власти в 1ё9 веке.
Вы не сможете найти ни одной старой японской гравюры с изображением рубки мечом рисовых циновок. Они вошли в обиход только в конце 19 века, когда японская армия и офицерский корпус начали испытывать интерес к владению традиционной техникой кендзюцу.
Примерно с 1870-х годов вместе с изучениями приемов кэндзюцу для длинного и короткого японского меча, в программу обучения вошла и практическая работа этими мечами, в виде традиционных приемов тамэсигири.
Однако, для выполнения этих приемов использовались уже не человеческие тела и не преступники, а скрученные и влажные рисовые циновки, макивары.
В тогдашней Японии хватало и того и другого, но это было признанно не этичным в глазах европейцев, а Япония хотела показать им, что ушла от средневекового варварства и стала на путь европейского прогресса.
Количество ударов сократилось с 18 до 8, соотносящихся с традиционными ударами мечом в кендзюцу.
Для имитации костей в конце 19 века, и в начале 20 века, в макивары вставляли бамбуковые палки, сейчас от них отказались.
Какое то время японцы экспериментировали с толщиной макивар, сейчас они стандартизованы по толщине.
Тамэсигири в наши дни
В наши дни для рубки катана в Японии обычно используются специальные мишени из влажных рисовых ковриков, скрученных рулоном – макивары, толщиной примерно в бедро человека. По мнению японцев, это максимально приближенная к телу человека тренировочная мишень.
Макивары вымачиваются примерно за сутки до тамэсигири, к моменту рубки они остаются влажным, но ни одна капля влаги с них не течет на пол.
Если нужно сымитировать более толстые части тела, нежели человеческое бедро, в ряд ставиться несколько макивар, но не увеличивается толщина самой макивары.
Обычно, в тамэсигири наносятся следующие удары: мэн, кеса миги, кеса хидари, до миги, до хидари, агэкеса миги, агэкеса хидари (диагональные удары кеса снизу вверх справа и слева), иногда их дополняют ханмэн миги и ханмэн хидари (удары в висок слева и справа).
Обучение Тамэсигири в Katana Club
В России циновки (макивары) для тамэсигири слишком дороги, и потому Katana Club использует для обучения стволики деревьев, толщиной от одного до трех пальцев. Это традиционный материал для рубки, так например казаки использовали для этих целей гибкие ивовые прутья.
Рубка прутиков и тонких стволиков деревьев во многом более сложная, чем рубка макивар, потому что макивара в целом мягкая, а стволик дерева жесткий и гибкий, и при неправильном угле удара мечом может просто отклониться.
Тут играет роль еще и скорость удара самого меча, что, кстати, отсутствует при рубке традиционных макивар.
Для тамэсигири меч затачивается по иному, чем для обычных упражнений. Обычно считают, что для рубки японцы затачивают меч в линзу. Вообще то, это ошибочное мнение. Заточка в линзу не дает необходимо остроты режущего лезвия.
Для тамэсигири меч затачивают под острым углом, как нож. При такой заточке достигается бритвенная острота, но режущая кромка тупится быстрее. Зато сам результат рубки вас приятно удивит.
Впрочем, для тех, кто не хочет подтачивать лезвие излишне часто, допустима рубка и мечом, заточенным в линзу. Тут, как говориться, каждый выбирает себе сам, что ему ближе.
Следует заметить, что боевые мечи никогда не точили под острым углом или в линзу, их заточка была в целом похожа на заточку зубила, чтобы не испортить кромку лезвия при ударе о доспехи или человеческие кости.
Сам меч для тамэсигири как правило достаточно тяжел, широк, но имеет более тонкий обух, чем на стандартных катана, и отчасти напоминает большой нож переросток. Именно такие специальные мечи дают наилучший результат при рубке.
Впрочем, при наличии опыта и мастерства отличный результат получается и стандартной катана.
Овладение искусством тамэсигири – сложное и одновременно увлекательное занятие, позволяющее постичь в полной мере возможности вашего меча.
Однако надо понимать, что у вас в руках уже не тренировочная игрушка и даже не тупой меч, а настоящий, реальной острый клинок, и потому к обучению тамэсигири допускаются только те ученики, которые в полной мере владеют контролем клинка и умению наносить им удары.
При обучении тамэсигири необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности, неукоснительно слушаться тренера, любые небрежности полностью недопустимы.
Katana Club проводит обучение тамэсигири от простого к сложному, позволяя постепенно понять механику нанесения реальных ударов мечом. Сперва, проводится обучение рубке мечом в статике, с места. Потом – в движении.
Техника тамэсигири входит в обязательный продвинутый курс таких дисциплин как баттодо, тоямарю, иайдо и синкендо.