Кендзюцу - умение владеть катаной

Обучение владению японским длинным и коротким мечом самураев.

Кендзюцу называли в Японии искусство владения мечом. Происходит от двух слов – кен – меч и дзюцу – искусство, умение, навык. Именно так, изначально и называлось у самураев умение владеть мечом.

На сегодня, в общепринятые дисциплины кедзюцу входят иайдо, баттодо и тамэсигири. Katana Club придерживается именно такого структурного наполнения этой дисциплины.

Кендзюцу и Кендо, в чем разница?

Кендо, как термин постижение пути через меч возникло гораздо позднее, не ранее конца 18 века, и употреблялось только в философских наставлениях, и никогда как определение самурая владеть мечом.

Только в середине 20 века, после ВМВ, оно повсеместно заменило в Японии общеупотребимое слово кендзюцу. Слишком свежи были реальные образцы «кедзюцу» японской военщины, в виде отрубленных голов военнопленных и мирных жителей.

А потому японцы, со свойственной им практичностью заменили старый термин похожим, да не тем. Ибо он подразумевал некий нравственный путь, который должен был проходить самурай, на трудном пути достижения мастерства в овладении приемами меча.

Такие мысли философы буси приписывали выдуманным им самураям в конце 18 века, когда и самураев не осталось, и их военного искусства и войны закончились, а заодно сильно позабылись реальные самураи и их реальные деяния.

Действительность была куда прозаичнее. Кендзюцу – набор воинских и не совсем воинских умений, которые позволяли самураям успешно выполнять их боевые задачи. Постижение пути, самого себя и философии не требовалось, на все это не было времени.

Что представляло из себя Кендзюцу

Классическое кендзюцу состояло, во-первых, из умений владеть мечом: иайдо – мгновенное выхватывание меча и нанесение удара, баттодо – заученные приемы фехтования ката, позволяющие вести бой в разной ситуации, тамэсигири – как рубка мечом.

Во-вторых, это умение владеть древковым оружием – копьем яри и нагинатой. В-третьих, это стрельба из лука юми.

Кроме вышеперечисленного, это основы фортификации и осадного дела, позже к ним добавиться умение стрелять из аркебузы и основы артиллерийского дела. В обязательном порядке умение ездить на коне. Это умение вести рукопашный бой, физическая подготовка, умение плавать.

А так же, добавленные в некоторых школах кендзюцу ниндзюцу – искусство разведки и шпионажа и диверсий. Это умение писать, сочинять стихи, грамотно и четко излагать свои мысли.

Вот неполный перечень умений самурая, входивших в различные школы кендзюцу.

История возникновения Кендзюцу

Само искусство кендзюцу зародилось еще в эпоху Нара, во времена появления прослойки воинственных аристократов, собирающих вокруг себя воинов и выезжающих на войну.

Однако, в тот момент, еще не оформились по настоящему школы кендзюцу, ставшие известными позднее, в эпоху Мурамати.

Японское фехтование кендзюцу: обучение технике в школах старой Японии

Начало становления кендзюцу, как именно искусства владения мечом произошло к концу эпохи Хейан, во времена появления самураев как воинского сословия. Самураи, вооруженные слуги, следующие за знаменем господина, нуждались в обучении, и не просто в обучении владению мечом, как их господа – князья аристократы, а именно в школах, которые могли обучить не единицы, а достаточно большое количество воинственных слуг самураев.

Обучение проводилось по некому единообразному образцу, прививая им знания, необходимые для малой войны в северных провинциях Японии против воинственных дикарей - айнов.

После войны Гэмпэй, в которых армия самураев под предводительством клана Минамото уничтожила императорское правительство и поддерживающих его аристократов, и образовался сегунат, наступил расцвет различных школ кендзюцу.

Эпоха Мурамати дала развитие многочисленным направлениям и школам, обучающим искусству владеть мечом, многие из которых существуют и поныне.

Первыми школами классического кендзюцу, как искусства фехтования мечом, в Японии считают Нэн-рю и Тюдзо-рю, возникшие в 14 веке.

Основателем Нэн-рю считается самурай Ёсимото, начавший обучатся владению мечом в 10 лет, чтобы отомстить за убитого отца. Его учителями считаются монахи, владевшие методами борьбы мечом, известным как Ханган-рю. Школа Нэн-рю изначально была направлена именно на обучение владению мечом, как длинным, так и коротким.

Школа кендзюцу Тюдзо-рю была основана мастером меча Тюдзо Нагахидэ в начале 14 веке в префектуре Нагано. В ее основании принимали участие монахи, занимающиеся боевыми искусствами и наработки клана Тюдзо основанные на технике работы коротким мечом.

Общие положения этой школы восходили к техникам Нэн-рю.

Тюдзо Нагахидэ был мастером меча и служил учителем фехтования у сёгуна Асикага Ёсимицу, что говорит о большой практической значимости его техник. Вообще сёгуны клана Асикага очень серьезно относились к кендзюцу, и многие из них были замечательными фехтовальщиками.

Японское фехтование кендзюцу: иайдо, основополагающее умение мастера меча любой школы

Классические школы кендзюцу

Сегодня, классическими считаются четыре школы кендзюцу, основанные в 16 веке.

Касима-но Синдэн (в число учеников входил великий мечник Цукахара Бокудэн основатель КасимаСин-рю), Тэнсин сёдэн Катори синто рю, Айсу Кагэ рю (учеником был Ягю Сэкисюсай Марумэ Курандо, основщий Ягю Синкагэ-рю, из которой в свою очередь вышли мечники клана Ягю: Мунэтоси, Мунэнори и Дзюбей) и Итто рю.

Все эти четыре школы занимались обучением искусству меча в первую очередь, хотя конечно подготовка воинов была комплексной.

Все эти школы дали множество ответвлений и направлений в развитии кендзюцу, многие из которых, действуют и по сей день.

Современные школы кендзюцу

Наверное, наиболее известными сегодня являются Тэнсин сёдэн Катори синто рю, Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю и Касима Син-Рю.

Все они в своей основе обучают владению мечом. Основной упор сегодня делается на длинный меч – татидзюцу, а владение коротким мечом - кодатидзюцу является подчиненной дисциплиной, хотя изначально во времена самураев внимание уделялось именно паре мечей.

Японское фехтование кендзюцу: баттодо, учит правильным фехтовальным фразам (ката) с длинным и коротким мечом

Основой обучения являются обучение выполнению кихонов и ката – приемов фехтования и фехтовальных фраз, если рассматривать их в разрезе современной фехтовальной терминологии. Современные школы кендзюцу не рассматривают спарринг как метод закрепления учениками полученных знаний. Однако, во времена самурайских школ это было обычной практикой.

Камиидзуми Хидэцуна, знаменитый мастер меча, создавший в 16 веке школу кендзюцу Синкагэ-рю, ввел в практику обучение с помощью фукуро-синая. Это был тренировочный меч, сделанный из полос бамбука и обернутый слоями кожи, чтобы уменьшить травматизм от ударов по человеку.

Усовершенствованием тренировочных мечей занимался и знаменитый мечник Ягю Мунэнори, так же разработавший не травмаопасные тренировочные мечи.

Однако современные школы кендзюцу отошли от практики контактных поединков, как элемента обучения владению мечом.

Точно так же, многие современные школы кедзюцу не проводят обучение тамэсигири, ограничиваясь только кихонами и ката.

Японское фехтование кендзюцу: тамэсигири учит разрубать соломенные мишени (макивары) мечом

Такой общепризнанный мастер меча как Тосисиро Обата, всегда говорил, что только практические занятия в разрубании мечом мишеней (циновок ил других предметов), дают мастеру меча почувствовать, как на самом деле ведет себя при рубке меч, почувствовать его настоящее движение и только практическое умение тамэмигири дает право называться мастером меча.

Японское фехтование кендзюцу: мастер меча Тосисиро Обата считает тамэсигири неотьемлимой частью обучения владению мечом

Обучение Кендзюцу в Katana Club

Katana Club придерживается этих правил а потому обучение кендзюцу строится на основе всех этих связующих элементов.

Обучение иайдо, как основа извлечения меча и нанесения им молниеносного сокрушительного удара, необходимая часть умений того, кто хочет овладеть искусством владения мечом, коротким кодати и длинным тати.

Навыки баттодо, необходимы как обучение приемам с мечом после первого удара, ведь в жизни часто бывает, что одним ударом, какой бы быстрый он ни был, схватка не решилась. Изучение стоек, движения приемов и связующих их вместе фехтовальных фраз - ката, вот основные этапы постижения баттодо.

После овладения этими навыками, Katana Club предлагает к освоению элементы синкендо, как прообраз свободного боя, однако без контакта с противником. На этом этапе, ученик учится полному контролю клинка, сильным ударам, парированию таких же сильных ударов и движению в парах.

Японское фехтование кендзюцу: обучение иайдо, баттодо, синкендо и тамэсигири в Katana Club

Закрепление полученных навыком происходит (по желанию конечно) в свободных или учебных полно контактных спаррингах на длинных и коротких не травмаопасных мечах – чанбара. В этом Katana Club придерживается классических старых школ кендзюцу, которые закрепляли результаты тренировок с мечом на полно контактных поединках среди учеников школы.

И завершающим этапом идет обучение тамэсигири – искусству рубки мечом тонких стволиков деревьев. Но, нужно понимать, что допускаются к нему только те, кто успешно овладел всеми предыдущими этапами обучения. Никаких исключений ни для кого тут быть не может.

Все это позволяет Katana Club пойти по пути классических школ кендзюцу, такому, каким он был изначально задуман их создателями во времена самураев.


Школа японского фехтования мечом Katana Club в центре Москвы обучает кендзюцу детей и взрослых

Школа японского фехтования мечом Katana Club

Школа японского фехтования Katana Club обучает навыкам владения японским мечом детей и взрослых, новичков и опытных спортсменов. Мы находимся в самом центре Москвы, и обучаем фехтованию на японских длинных и коротких мечах.

Старые японские техники, современные методики обучения

Старые японские техники, современные методики обучения

Мы изучаем старинные японские техники работы мечами, собранные из разныю школ фехтования. Но обучаем по современным спортивной методологии и новейшим методикам, позволяющим обучить фехтованию мечом в кратчайшие сроки.