Искусство владения мечом
Обучение японских самураев умению сражаться катаной ⚔.
Обучение владению японским мечом уходит своими корнями в глубокую древность. Если основные школы кендзюцу известны с периода Мурамати, то конечно обучение владению мечом шло из глубокой древности.
Хотя, оно и не было оформлено в виде более или менее стройной системы обучения, как во времена расцвета корю – старых школ меча.
Тем не менее, уже с эпохи Нара можно смело говорить о систематическом обучении воинственных аристократов владению мечом частным образом.
Однако, учитывая то, что до середины эпохи Камакура основным оружием самурая был лук, обучение владению мечом еще не вышло на стадию обыденного явления среди японских воинов. Конечно, молодые потомки знатных родов получали уроки у старых вояк или специально нанятых мастеров.
Разумеется, воинственные самураи учились владеть тати как могли и у кого могли брали уроки.
Но того повального увлечения мечом, его обожествление, искусством владеть этим оружием именно как искусством, а не чисто утилитарно снести голову своему врагу - такого в тот период еще не наблюдалось.
Стрельба из лука – вот это воспевалось в сказаниях и песнях. А меч? А что меч – так, поверженному стрелами врагу отрубить голову. В «Сказании о падении дома Тайра» - вы не найдете красочного описания поединков на мече, а вот меткая стрельба из лука – встречается постоянно, и воспевается на всевозможный лад.
В период среднего Муромати меняется социальный состав японской армии, на сцену выступает многочисленные пешие воины и спешенные самураи, отчасти по бедности, отчасти потому, что командуют они пешими отрядами.
Если раньше самураи воевали небольшими армиями, то в периоды постоянных междоусобиц в войну всех против всех оказываются втянуты все слои населения Японии. И воевать приходиться не только против самураев на поле боя, но и в тылу, против мародеров, грабителей и убийц, которые теперь получили возможность нападать с оружием.
И меняется отношение к обучению самураев владению мечом. Это становится нужным и востребованным. И не только на войне, но и в повседневной жизни.
Начиналось обучение как и во всех фехтовальных школах с постановке ученику стойки, правильному хождению и нанесению простых ударов мечом. Обычно, уважающий себя мастер имел одного ученика, реже двух, на тех, кто брал трех, и более учеников смотрели косо, считая, что мастер халтурит и недодает свои умения.
К слову, сегодняшний учитель фехтования может одновременно держать в поле зрения не более четырех учеников. Это предел.
Обучали жестко. Если ученик плохо стоял в фехтовальной стойке или был нерадив, мастер мог его побить. Очень много времени уделялось самостоятельной работе. Учитель показывал, как нужно делать тот, или иной прием, и ученик самостоятельно доводил его до совершенства.
Принцип последовательного закрепления показываемых мастером приемов был жестко встроен во всю японскую систему обучения. Ученик не мог перейти к другому приему, не выучив и не закрепив на уровне подсознание выполнение предыдущего.
Для более или менее устойчивого осознанного выполнения какого-либо приема нужно от 1000 до 2000 повторений, ля безусловного выполнения на уровне рефлексов этого же приема – от 5000 до 8000 повторений.
Сегодня эти цифры знают все тренеры по фехтованию, а в средневековой Японии их получали эмпирически, в процессе обучения. Много это занимает времени или мало – как посмотреть.
Но японская система была хороша тем, что отработав один раз прием с мечом, доведя его до полного автоматизма, молодой самурай мог воспроизводить его в любой обстановке или в любом состоянии – даже спросонья. Или, например в туалете. В туалете самураи всегда полностью спускали штаны с одной ноги – или вообще их снимали – бегать в одной штанине или без штанов с мечом проще, чем со спущенными штанами…
К слову, уж коль зашла речь об обучении самураев технике безопасности при посещении уборной – вниз тоже нужно было аккуратно заглянуть и палкой пощупать – были случаи, когда в выгребной яме прятался враг с коротким копьем.
Защите от нападения во время мытья или в туалете – уделялось огромное внимание и отработка велась длительное время.
Учитель специально старался подкараулить ученика в самом неудобном месте и напасть на него с деревянным боккеном, избивая из всех сил. А ученик должен был защититься. Не смог – сам виноват. Впрочем, ученики плавили той же монетой учителю, и старались сами застать его в подобных местах, иногда напав вдвоем на одного.
Хороший учитель должен был об этом помнить, и не дать застать себя врасплох.
Обучение ударам мечом старались отработать давая ученикам схожие по биомеханике приемы, но которые можно было легко многократно воспроизвести, для наработки мышечной памяти.
Для обучения правильной работе руками при рубке мечом ученикам давалась мотыга на длинной рукояти и поле побольше. Чтобы взрыхлить поле, мотыгу нужно бросить от себя прямыми руками и потянуть слегка на себя. Это как раз то самое движение, которым вы посылаете меч вперед. Правильная работа корпусом и спиной положение туловища в пространстве при ударах мечом нарабатывалась при колке дров тяжелым колуном.
Это сегодня тренеры знают, как работают мышцы человека, знают анатомию, физиологию и биомеханику. А в те времена учителя эмпирически выводили наиболее целесообразные для обучения владению мечом движения, и старались приблизить их выполнение к простому труду, который был интуитивно понятен их ученикам.
Такая форма обучения была максимально доступна для большей частим тогдашних самураев, и для своего времени она была эффективной.
Так, что всякие легенды, как мастер послал ученика вскапывать поле, или рубить дрова, и тем самым научил его владеть мечом несут в своей основе вполне рациональное начало.
И ученик научился базовым движениям, и мышечная память у него сформировалась правильно (будет делать не правильно, поле не вскопает и дрова не нарубит), а у учителя и поле обработано, и запас дров на зиму есть.
Для обучения приемам фехтования ученик изучал сперва основные удары мечом – кихоны, а освоив их отрабатывал формализованные фехтовальные фразы – ката.
Для значительной части самураев этого было достаточно. В принципе, в реальном бою обычно не требовалось и этого. В битве самурай должен был соблюдать свое место в строю и рубить мечом вперед.
Для обороны от разбойников и лихих людей обычно хватало и четко заученных ката, потому, что обычные разбойники не умели и этого.
Впрочем, часть учеников продолжала свое обучение у мастеров, и их то уже обучали и работе мечом в паре, и практической рубке и даже были специальные ката в старых школах корю для ассистирования сэппуку.
Такое обучение уже предполагало серьезный подход к изучению искусства владения мечом. Встреча на узкой дорожке с таким самураем не сулило среднестатистическому японцу ничего хорошего в относительно честном поединке.
Часто она не сулила ничего хорошего и при нападении из засады. Потому, что при обучении тонкостям владения мечом, мастера часто отрабатывали не просто ката, но жизненные ситуации. И отражение нападения из засады или внезапного нападения двух, трех человек было обязательной частью обучения.
Со временем, примерно с конца 18 века обучение в старых школах корю сильно формализовалось. Собственно, мирные времена эпохи Эдо не требовали реальной работы с мечом. Царил мир, разбойники были редки, войн не было. И как всякое искусство лишенное практики обучение молодых самураев владению мечом потеряло свою актуальность, превратившись в некий сильно выхолощенный ритуал.
А после революции Мэйдзи о кендзюцу сильно подзабыли, примерно на полвека. Впрочем, оно пережило и возрождение в конце 19 века, и снова падение после ВМВ, и опять воскресло, как птица Феникс. Но это уже другая история.
Новый расцвет школ меча придется уже на эпоху Мэйдзи, эпоху реставрации императорской власти, на конец 19 века, но это уже другая история.