Обзор главных школ кендзюцу

Краткая история возникновения и развития японских корю ⚔.

История становления школ японского меча весьма интересна. Как и значительная часть военных искусств, в Японию искусство владения мечом пришло из Китая. Носителем этих знаний стали буддийские монахи, основавшие монастыри в Японии в эпоху Нара.

Японские буддийские храмы Нары были самыми первыми центрами, которые занимались искусством владения мечом

Японские буддийские храмы Нары

Буддийские храмы и их монахи принесли искусство меча в Японию из Китая, вместе с буддизмом

Храмы принесли искусство меча из Китая

Кендзюцу вышло из буддийских храмовых комплексов, а первыми учителями искусства меча были монахи - буддисты

Кендзюцу вышло из храмовых комплексов

Изначально, все школы корю (старые школы кендзюцу, возникшие до эпохи Мэйдзи) вышли из монастырских комплексов и были тесно с ними связаны. Не случайно, первые додзе, это молельни и места медитации при монастрях.

Именно эти помещения для медитации, укрепления духа, тесно связанные с поиском духовного пути (до – это путь самосовершенствования), по мере приписывания божественных свойств мечу и умению им владеть, стали центрами тренировок школ кендзюцу.

Старые додзе основывались при буддийских храмах, расположенных около Нары и Киото

Старые додзе основывались при храмах

Первые додзе для кендзюцу были небольшими, потому что были больше местом медитации а не тренировок

Первые додзе для кендзюцу были небольшими

Додзе стали центрами развития кендзюцу, начиная с эпохи Хэйян, и полностью стали центрами корю с эпохи Муромати

Додзе стали центрами развития кендзюцу

Сами буддийские монахи часто в совершенстве владели искусством фехтования, что тоже способствовало совершенствованию кендзюцу и школ корю именно вблизи больших храмовых комплексов.

Начало всех школ кендзюцу по традиции японцы выводят от двух больших храмовых комплексов Катори и Касима, в которых поклонялись двум богам Такэминаката (Храбрый покровитель воинов и кузнецов) и Фуцунуси-но Оками (Великое божество – хозяин удара меча).

По легендам, именно из этих храмовых комплексов вышли древнейшие японские направления корю - Катори Синто-рю и Касима Син-рю. Обе они возникли не на пустом месте, а создавались на основе старой техники боя провинции Касима: Касима-но Синдэн ("Божественная традиция Касима"), которую еще называли Касима-но тати ("Меч Касима"), которой владели монахи обоих храмов.

Центром развития корю стал большой храмовый комплекс в провинции Касима, откуда вышли многие школы кендзюцу

Центром развития корю стал храм Касима

Другим центром кендзюцу стал храмовый комлекс Катори, который дал развитие искусству владения мечом

Другим центром стал храмовый комлекс Катори

В храмах хранились многие святыни корю, в том числе и древние мечи, которые ценились особенно сильно

В храмах хранились святыни корю - древние мечи

Считается, что древнейшими школами именно кендзюцу, то есть обучающими именно владению мечом были Тюдзе-рю, Нэн-рю, основанные в 14 веке. Часто к ним добавляют еще Айдзу Кагэ-рю с Катори Синто-рю, хотя они была основана позже, уже в 15 веке.

На основе этих четырех великих школ были созданы все последующие школы, как дожившие до 21 века, так и прекратившие свое существование с течением времени.

Все эти ранние школы обучали самураев комплексным воинским умением. Владеть мечом, длинным и коротким, стрелять из лука, уметь владеть длинноклинковым оружием (копьем яри и нагинатой), борьбой без оружия, психологии ведения боя, каллиграфии, и многому другому.

Мон школы меча Катори Синто-рю, созданной в 15 веке и вышедшей из храма Катори

Мон школы меча Катори Синто-рю

Священные мечи в додзе школы кендзюцу Тэнсин Седэн Катори Синто-рю

Священные мечи в додзе Катори Синто-рю

Свитки с учением и приемами школы корю Катори Синто-рю, написанные по преданию ее основателем, Иидзаса Тёисай Иэнао

Свитки с учением Катори Синто-рю

Из них из всех, только школа Тэнсин Седэн Катори Синто-рю (так звучит ее полное название) существует и по сей день. Она имеет многочисленных поклонников и почитателей, многочисленные филиалы как в Японии, так и во многих других странах мира.

Годом основания Катори Синто-рю традиционно считается 1447 г. Ее основателем был самурай Иидзаса Тёисай Иэнао, верно служащий клана Тиба. По легендам, он был опытным и умелым воином, который прекрасно умел сражаться на любом оружии.

На старости, став монахом, он получил божественное откровение создать новую школу кендзюцу. Не посмев ослушаться божество, он в возрасте 60 лет основал школу корю Катори Синто-рю.

Основатель школы кендзюцу Катори Синто-рю Иидзаса Тёисай Иэнао был умелым воином и отважным самураем

Основатель Катори Синто-рю Иидзаса Иэнао

Мастер меча Иидзаса Тёисай Иэнао, основавший Катори Синто-рю, на старинной гравюре

Иидзаса Тёисай Иэнао на старинной гравюре

Могила мастера меча Иидзаса Тёисай Иэнао, сохранившаяся до настоящего времени

Могила мастера меча Иидзаса Тёисай Иэнао

Умер Иидзаса Тёисай Иэнао в 1488 г. на 102 году жизни, занимаясь с учениками практически до последнего дня своей долгой жизни.

Школа давала полный спектр умений, необходимый воину в 14 веке, включая владения всеми возможными видами оружия.

Наиболее интересным является комплекс тати-дзюцу, включающий в себя Кэндзюцу (Омотэ-но тати — техника фехтования в доспехах, Гогу-но тати - техника фехтования мечом без доспехов, Рето- техники фехтования двумя мечами одновременно, Кодати - фехтование коротким мечом) и Иайдзюцу (Омотэ-но иай — техники выхвата меча сидя, Тати иай батто-дзюцу — техники выхывта меча стоя).

Тренировка на боккенах в наши дни в школе кендзюцу Катори Синто-рю

Тренировка на боккенах в Катори Синто-рю

Отработка ката с боккенами учениками школе кендзюцу в Катори Синто-рю

Отработка ката с боккенами в Катори Синто-рю

Современное кендзюцу в Катори Синтро-рю обучает приемам, дошедших с эпохи Сэнгоку

Современное кендзюцу в Катори Синтро-рю

В целом, Катори Синто-рю показала себя, сильной школой корю, которая имела многочисленные филиалы и множество учеников, смогла не потерять и пронести свои знания с 15 века и до сегодняшнего дня.

Интересно то, что в период Эдо школя не являлась официальной школой сегуната, в отличие от школ Ягю Сингакэ-рю и Итто–рю, и не пользовалась государственной поддержкой, но тем не менее продолжала успешно существовать активно и развиваться.

На сегодня это самая известная школа кендзюцу в Японии и является национальным достоянием японской нации.

Второй школой, которая является прямым потомком древних школ корю и успешно существует по сей день является Ягю Синкагэ-рю.

Мон школы кендзюцу Синкагэ-рю, созданной в 16 веке на основе старой школы кою Кагэ-рю

Мон школы кендзюцу Синкагэ-рю

Синкагэ-рю происходит из старых корю, которые легли в основу ее приемов с мечом

Синкагэ-рю происходит из старых корю

Синкагэ-рю является основой многих других школам меча, например, Ягю Синкагэ-рю

Синкагэ-рю основа многих школ меча

Традиции этой школы восходят прямо к древнейшим школам меча - Нэн-рю и Айдзу Кагэ-рю, что отражается в названии школы: Синкагэ-рю в переводе означает новая теневая школа, а теневой школой как раз и называли Кагэ-рю.

Основателем Сингагэ-рю является один из величайших мастеров меча своего времени Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна.

Он является самураем, владельцем замка и служил клану Уэсуги, являвшимися властителями провинции Этиго. Он досконально изучил технику владения мечом школы Кагэ-Рю и в 30 лет основал свою школу Синкагэ-рю. Он пользовался большой популярностью у сегуна Асикага Еситэру, который был сам учеником мастера меча Цукахара Бокудэна и отлично владел мечом.

Знаменитый масер меча Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна - основатель школы кендзюцу Синкагэ-рю

Камиидзуми Нобуцуна - основатель Синкагэ-рю

Современная статуя мастеру меча Камиидзуми Нобуцуна, поставленная в честь его заслуг в кендзюцу

Статуя мастеру меча Камиидзуми Нобуцуна

Могила мастера меча Камиидзуми Нобуцуна, бережно сохраняемая японцами до наших дней

Могила мастера меча Камиидзуми Нобуцуна

Считается, что именно Камиидзуми Нобуцуна был создателем фукуро-синая, состоявшего из многочисленных полос бамбука и обтянутого кожей. Дальнейшим развитием этого тренировочного меча считается созданный Ягю Мунэнори не травмаопасный меч - чанбара.

Одним из учеников Камиидзуми Нобуцуна был Ягю Мунэтеси, отец создателя знаменитого трактата по кендзюцу Хэйхо Кадэн Се, Ягю Мунэнори.

Мон клана Камиидзуми, из которого происходил Камиидзуми Нобуцуна, члены которого служили дамье Этиго

Мон клана Камиидзуми, служившего дамье Этиго

Фукуро-синаи, тренировочные мечи из полос бамбука, обшитого кожей, придуманные Камиидзуми Нобуцуна

Фукуро-синаи, придуманные Камиидзуми Нобуцуна

Додзе школы кендзюцу Синкагэ-рю, основанной Камиидзуми Нобуцуна в которой он обучал владению мечом

Додзе школы кендзюцу Камиидзуми Нобуцуна

На момент встречи с Камиидзуми Нобуцуна, Ягю Мунэтеси был сам отличным фехтовальщиком. Но на спарринге с фукуро-синаем он проиграл не только самому Камиидзуми Нобуцуна, но и всем его ученикам.

Впечатленный мастерством своего противника, Ягю Мунэтеси попросился стать учеником у такого великого мастера меча и Камиидзуми Нобуцуна ответил согласием.

Ягю Мунэтеси в совершенстве овладел приемами школы Синкагэ-Рю, и Камиидзуми Нобуцуна в знак признания его заслуг как мастера меча отдал ему свою школу.

Мон клана Ягю, основателей известнейшей школы кендзюцу Ягю Синкагэ-рю

Мон клана Ягю, основателей школы кендзюцу

Ягю Мунэтеси, великий масер меча, ученик Камиидзуми Нобуцуна и создатель школы Ягю Синкагэ-рю

Ягю Мунэтеси, создатель школы Ягю Синкагэ-рю

Могила мастера меча Ягю Мунэтеси на семейном кладбище рода Ягю, бережно сохраняемая потомками

Могила мастера меча Ягю Мунэтеси

Ягю Муэтеси в свою очередь создал на ее основе школу Ягю Синкагэ-рю, которая являлась продолжением и развитием школы Синкагэ-рю. Клан Ягю прочно связал свою судьбу с кланом Токугава, будущим создателем сегуната, а потому, школа корю Ягю Синкагэ-рю, со временем стала официальной государственной школой в эпоху Эдо.

Клан Ягю всячески развивал наследие Камиидзуми Нобуцуна. Ягю Мунэнори для предотвращения травм при спаррингах изобрел не травмаопасный меч чанбара. Им написаны многочисленные труды по фехтованию, включая знаменитый Хейхо Кадэн Се.

Ягю Мунэнори, великий мастер меча, государственный деятель и советник трех первых сегунов клана Токугава

Ягю Мунэнори, мастер меча и советник сегунов

Статуя Ягю Мунэнори установленная в семейном храме Ягю, в родовом поместье клана

Статуя Ягю Мунэнори в семейном храме Ягю

Могила мастера меча Ягю Мунэнори на семейном кладбище рода Ягю, в родовом поместье, сохранаемая до наших дней

Могила мастера меча Ягю Мунэнори

Его сын, тоже знаменитый мастер меча Ягю Дзубей Мицуеси написал трактат Цуки но Се (Искусство смотреть на луну), с изложением принципов Ягю Синкагэ-рю.

Основным принципом школы был ее девиз – «Сражаюсь мечом, чтобы сохранить жизнь», выраженный в принципе: пока ты спокоен на расстоянии от врага, не поддаваясь на его уловки, ты неуязвим.

Ягю Дзубей, великий мастер меча клана Ягю, продолживший развите школы кендзюцу Ягю Синкагэ-рю

Ягю Дзубей, мастер меча клана Ягю

Родовое поместье клана мечников Ягю, в котором создавались и оттачивались техники Ягю Синкагэ-рю

Родовое поместье клана мечников Ягю

Могила мастера меча Ягю Дзубея на семейном кладбище рода Ягю, в родовом поместье, дошедшая до наших дней

Могила мастера меча Ягю Дзубея

Работа от обороны, пользуясь оплошностью врага, в попытке вывести тебя из равновесия – вот основной стиль школы Кендзюцу Ягю Синкагэ-рю.

Сегодня школа кендзюцу Ягю Синкагэ-рю продолжает существовать и развиваться, имея многочисленные филиалы и большое количество последователей.

Знаменитые свитки клана Ягю, с продвинутыми техниками кендзюцу, которые считались секретными и тайными

Знаменитые свитки клана Ягю, с техниками кендзюцу

Ягю Синкагэ-рю использует для своих тренировок только фукуро-синаи и не травмаопасные чанбары

Ягю Синкагэ-рю использует фукуро-синаи и чанбары

Ягю Синкагэ-рю обучает своих учеников на безопасных, не травмаопасных мечах для предотвращения увечий со времен Ягю Мунэнори

Ягю Синкагэ-рю обучает на безопасных мечах

Именно на навыках этой школы разработал принципы айкидо в 20 веке знаменитый сенсей Морихэй Уэсиба.

Сенсей Морихэй Уэсиба - создатель современного айкидо в совершенстве владел мечом

Сенсей Морихэй Уэсиба - создатель айкидо

Уэсиба в совершенстве владел приемами школы кендзюцу Ягю Синкагэрю, на их основе он построил айкидо

Уэсиба в совершенстве владел Ягю Синкагэрю

В основе айкидо, созданного Уэсиба лежат принципы школ кендзюцу, в том числе Ягю Синкагэ-рю

В основе айкидо Уэсиба лежат принципы кендзюцу

Вопреки распространенному мнению, Морихэй Уэсиба прек5расно владел мечом, в совершенстве знал как Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю и Катори Синто-рю, до глубоко старости занимался приемами и упражнениями с мечом, включая и тамэсигири.

Созданное им айкидо на основе старых школ корю - это искуство будо с мечом и против меча, а не просто борьба, как таковая.

Мон Морихэй Уэсиба, сенсея и мастера меча школы кендзюцу Ягю Синкагэ-рю, создателя айкидо

Мон Морихэй Уэсиба, сенсея и мастера меча

Современная статуя сенсея и мастера меча Морихэй Уэсиба, поставленная в честь его заслуг в кендзюцу и айкидо

Статуя сенсея и мастера меча Морихэй Уэсиба

Могила сенсея и мастера меча Морихэй Уэсиба, заботливо сохраняемая японцами в честь его заслуг в кендзюцу и айкидо

Могила сенсея и мастера меча Морихэй Уэсиба

Третьей знаменитой школой корю в Японии является Итто-рю. Ее основателем считается Ито Иттосай Кагэхиса, родившийся в середине 16 в.

Его происхождение не ясно, но скорее всего, он вышел из простонародья. С ранней юности он помогал простым людям, защищая их от бандитов и разбойников. Свои навыки фехтования мечом он получил, в совершенстве изучив технику школы Тюдзе-рю.

Великий мастер меча Ито Иттосай Кагэхиса создатель известнейшей школы кендзюцу Итто-рю

Великий мастер меча Ито Иттосай Кагэхиса

Свитки с приемами школы кендзюцу Итто-рю, по легенде надиктованныек своим ученикам самим основателем Ито Иттосай Кагэхиса

Свитки с приемами школы кендзюцу Итто-рю

Могила мастера меча Ито Иттосай Кагэхиса, сохранившаяся до наших дней в Японии

Могила мастера меча Ито Иттосай Кагэхиса

Он основал свою собственную школу Итто-рю, в которой воплотил все свои знания, полученные от изучения практик кендзюцу. Основой философии его фехтовальной школы мечом был рационализм, то есть естественность движений при фехтовании. Итто-рю не придерживается вычурных, не естественных движений, присущих другим школам.

Естественность и простота – вот что лежит в ее основе. Фехтовать мечом нужно не задумываясь, так как вы ходите, говорил Ито Иттосай Кагэхиса. Как и Цукахара Бокудэн, он ввел в основу школы принцип одного удара. Атака, атака, и еще раз атака, отступать нельзя – это основной принцип школы Итто-рю. Глазомер быстрота и натиск – это о школе кендзюцу Итто-рю.

Вторым принципом Итто-рю, является удар с оппозицией. Не отводите вражеский меч, а прокатитесь по нему мечом до окончания удара, и клинок врага пройдет мимо вас, а ваш поразит цель, говорил Иттосай Кагэхиса.

Мон знаменитой школы кендзюцу Итто-рю, являющейся в эпоху Эдо одной из государственных школ сегуната

Мон знаменитой школы кендзюцу Итто-рю

Принцип заложенный в школу кендзюцу Итто-рю - никогда не отступать, кто в схватке сделал шаг назад - проиграл

Принцип Итто-рю - никогда не отступать

Старое додзе школы кендзюцу Итто-рю, в котором по преданию обучал еще мастер меча Ито Иттосай Кагэхиса

Старое додзе школы кендзюцу Итто-рю

Еще одним отличием школы является использование принципа антиципации, то есть предвиденья действий противника на поле боя. Бей не туда, где противник, а там где он будет в момент удара, учил Иттосай Кагэхиса. Именно эти принципы лежат в основе Итто-рю. Для отработки сильных ударов по рукам используются очень толстые перчатки Ониготэ, предохраняющие руку от ударов боккеном.

Последователи Кагэхиса, как и клан Ягю связали свою жизнь с кланом Токугава, и поставили на службу сегунату умения школы Итто-рю во владении мечом. Представители школы Итто-рю, как и школы Ягю Синкагэ-рю были учителями и мастерами меча у сегунов Токугава и их наследников. Школа Итто-рю была второй официальной государственной школой эпохи Эдо и пользовалась господдержкой сегунов.

Одной из особенностей Итто-рю было то, что ученики школы помимо чистого кендзюцу в обязательном порядке обучались рубке мечом бамбука и макивар.

Итто-рю - одна из двух официальных школ кендзюцу во времена сегуната Токугава, на основе ее принципов построено современное кендо

Итто-рю - известнейшая школа кендзюцу

Итто-рю использует очень толстые перчатки Ониготэ, потому, что большая часть очень сильных ударов идет по рукам

Итто-рю использует толстые перчатки Ониготэ

Перчатки Ониготэ предохраняют руки в Итто-рю от увечий, потому что в этой школе кендзюцу неаносят сокрушительные удары

Ониготэ предохраняют в Итто-рю от увечий

Принципы работы мечом в Итто-рю, в частности прямые рубящие удары положены в основу современного кендо. Уже в эпоху Эдо Итто-рю имело много филиалов, а кроме того, многочисленные ответвления в виде различных школ на основе Итто-рю и очень много учеников и последователей. Большая часть из них, функционирует и по сей день.

На сегодня, Итто-рю, успешно развивающаяся школа, имеющая многочисленные филиалы и множество сторонников, одна из трех наиболее почитаемых школ кендзюцу в Японии.

Еще одной заметной ветвью японских школ кендзюцу, стали корю, напрямую вышедшие из боевого искусства, созданного при буддийских храмах Касима. Это один из двух храмовых комплексов, где зародились основы корю.

Мон школы кендзюцу Касима Син-рю, основанной при храмак Касима в одноименной провинции

Мон школы кендзюцу Касима Син-рю

Занятия в школе меча Касима Син-рю происходит на основе старых техник корю, созданных при храме Касима

Занятия в школе меча Касима Син-рю

Старое додзе школы меча Касима Син-рю, в котором проводится занятия до сих пор

Додзе школы меча Касима Син-рю

На основе боевых практик Касима была создана школа Касима Син-рю. Она включала в себя кэндзюцу (технику фехтования на мечах), дзедзюцу (технику боя с посохом), бодзюцу (технику боя шестом), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя).

Касима Син-рю существует и сейчас, и так же имеет учеников и последователей, как и в 16 веке.

Ее ответвлением стала школа Касима Синто-рю, основанная великим мастером меча Цукахара Бокудэном. Изначально, он постигал искусство кендзюцу в Катори Синто-рю, позже обобщил умения владеть мечом стилей Касима Син-рю, Касима-но тати и Ити-но тати, создав на их основе свою школу Касима Синто-рю. Основой этой школы был принцип вывода противника из равновесия, вывод на преждевременную атаку и использование брешей в его защите.

Великий мастер меча Цукахара Бокудэн, живший в эпоху Сэнгоку и создавший несколько школ кендзюцу

Великий мастер меча Цукахара Бокудэн

Современная статуя мастера меча Цукахара Бокудэн, поставленная в знак признания его заслуг

Статуя мастера меча Цукахара Бокудэн

Могила мастера меча Цукахара Бокудэн, сохранившаяся до нашего времени в Японии

Могила мастера меча Цукахара Бокудэн

Сам Цукахара Бокудэн, его ученики и последователи, поставили умения своей школы кендзюцу на службу клану Такэда. Когда клан Такэда пал, утерянными оказались и знания школы Касима Синто-рю.

Впрочем, после Цукахара Бокудэна осталась вторая его школа - Бокудэн-рю, так же берущая свои истоки из практик фехтования мечом храма Касима, заботливо сохраненная племянником, Исии Бокуя.

Основополагающие принципы Бокудэн-рю это искусство мгновенного первого удара, впервые сформулированный и доведенный до совершенства Цукахара Бокуденом. Активные молниеносные неожиданные для противника атаки, вот чем знаменит стиль боя, который использовал Цукахара Бокудэн. Именно поэтому, он был личным мастером меча у сегуна Асикага Еситэру, к слову считающегося одним из лучших мастеров меча в Японии в 16 веке.

Мон мастера меча Цукахара Бокудэн который перешел и к его школе кендзюцу Бокудэн-рю

Мон мастера меча Цукахара Бокудэн

Свитки со знаниями приемов кендзюцу Бокудэн-рю, записанные племянником Бокудэна с его слов

Свитки со знаниями кендзюцу Бокудэн-рю

Цукахара Бокудэн в своей школе кендзюцу, показывающий приемы фехтования своим ученикам

Цукахара Бокудэн в своей школе кендзюцу

В отличие от других школ, Бокудэн-рю пережила все трудности эпохи Сэнгоку, ограничения эпохи Эдо, гонения эпохи Мэйдзи и здравствует в Японии и сегодня. Хотя и не так знаменита, как первая тройка школ кендзюцу, описанная выше.

Еще одной знаковой школой корю является Хехо Нитэн Ити-рю, основанная знаменитым Миямото Мусаси, величайшим мастером меча 17 в, кенсеем, «святым меча», как его называли. Нитэн Ити-рю переводится как «школа двух небес, как одного», что говорит об основной особенности этой школы.

Великий мастер меча Миямото Мусаси не проиграл ни одного из своих 60 поединков считается кенсеем - святым меча

Великий мастер меча Миямото Мусаси

Современная статуя мастера меча Миямото Мусаси, поставленная в знак его фехтовальных заслуг

Статуя мастера меча Миямото Мусаси

Могила мастера меча Миямото Мусаси, сохранившаяся до наших дней и оберегаемая почитателями

Могила мастера меча Миямото Мусаси

В ней Мусаси обучал техникам и приемам сражения с противником одновременно двумя мечами – коротким и длинным. Техника двух мечей – отличительная особенность стиля Миямото Мусаси, позволившая ему победить многих противников.

Основные принципы своей философии фехтования он изложил в своей книге посвященной фехтованию мечами Горин-но Се – Книга пяти колец.

В замке Кумамото Миямото Мусаси создал свою школу корю боя с двумя мечами - Нитэн Ити-рю

В замке Мусаси создал свою школу корю

Школа кендзюцу Нитэн Ити-рю - школа двух мечей, обучающая бою с коротким и длинными мечами одновременно

Нитэн Ити-рю - школа двух мечей

Современное додзе школы Нитэн Ити-рю, в котором ученики школы постигают основы боя с двуя мечами - коротким и длинным

Современное додзе школы Нитэн Ити-рю

Ее основы, несомненно, лежат в плоскости китайской философии и во многом созвучны идеям Сунь Цзы. Покажи противнику, что он хочет видеть.

Если ты далеко, покажи, что близко, если близко, кажись далеким, если силен, прикинься слабым, а если слаб, испугай силой. Фехтование – путь обмана, учит Мусаси. При прочих равных, дух, важнее техники, пиcал Мусаси.

Мон школы кендзюцу Нитэн Ити-рю, которую создал Миямото Мусаси в конце своей жизни

Мон школы кендзюцу Нитэн Ити-рю

Свитки Горин-но Се, знаменитой Книги Пяти колеу, написанные Мусаси и воплотившие его опыт фехтования

Свитки Горин-но Се, написанные Мусаси

В школе кендзюцу Нитэн Ити-рю учат бою одновременно с двумя мечами - длинным и коротким

В Нитэн Ити-рю учат бою с двумя мечами

Кроме вышеперечисленных школ меча можно назвать еще две известные школы кендзюцу – Хоки-рю и Такэноути-рю. Обе они были основаны выходцами из клана Катаяма.

Такэноути-рю основал Такеноути Хисамори, а Хоки-рю его двоюродный племяник, Катаяма Хоки-но-Ками. Он в совершенстве изучил мастерство владения мечом школы Такэноути-рю, которое практиковалось в его семье.

В Такэноути-рю прежде всего уделяли внимание владению коротким мечом. Обучение включало в себя, в том числе и бой с двумя короткими мечами против длинного меча.

Великий мастер меча Такеноути Хисамори, создавший знаменитую школу корю Такэноути-рю

Великий мастер меча Такеноути Хисамори

Свитки с основами и приемами корю, написанные по преданию самим мастером меча Такеноути Хисамори

Свитки корю, написанные Такеноути Хисамори

Могила мастера меча Такеноути Хисамори, дошедшая но наших дней и сохраняемая последователями корю

Могила мастера меча Такеноути Хисамори

Основателем школы корю были введены такие приемы, как освобождение своего клинка от захвата вражеским оружием, точечная работа по наиболее уязвимым частям человеческого тела.

Сам стиль боя подразумевал активное маневрирование с мечом вправо и влево, выполнение различных вольтов, а не только работу с дистанцией в фехтовальной линии.

Кроме того, давались навыки отражения вражеской атаки подручными предметами, например, каракаса (японский зонтик) и нанэбута (деревянная крышка для кастрюли).

Мон школы кендзюцу Такэноути-рю, созданной знаменитым мастером меча Такеноути Хисамори

Мон школы кендзюцу Такэноути-рю

Школа кендзюцу Такэноути-рю - это бой разным оружием, в том числе двумя короткими мечами против длинного меча

Такэноути-рю - это бой разным оружием

Фамильное додзе школы Такэноути-рю, бережно сохраняемое последователями школы до наших дней

Фамильное додзе школы Такэноути-рю

Школа кендзюцу Такэноути-рю существует и по сей день, хотя и не столь известна, как другие, более многочисленные школы японского меча.

Катаяма Хоки-но-Ками достиг настолько большого мастерства во владении мечом, что его пригласили как личного учителя фехтования в правящий тогда в Японии клан Тоетоми.

Позже, систематизировав свои знания в одном из буддийских храмов, он создал собственную школу корю Хоки-рю. В начале 17 века ему довелось показать свое искусство перед императором Го-Едээй, и тот был поражен умениями мастера меча. Вскоре, он получил государственную должность и продолжал совершенствовать свои умения владения мечом и свою школу Хоки-рю.

Великий мастер меча Катаяма Хоки-но-Ками, создавший знаменитую школу кендзюцу Хоки-рю

Великий мастер меча Катаяма Хоки-но-Ками

Свитки корю, с основными постулатами и приемами Хоки-рю, написанные Катаяма Хоки-но-Ками

Свитки корю, написанные Катаяма Хоки-но-Ками

Могила мастера меча Катаяма Хоки-но-Ками, сохраненная до наших дней и оберегаемая последователями

Могила мастера меча Катаяма Хоки-но-Ками

После падения клана Тоетоми, Катаяма Хоки-но-Ками направился на север Японии, где открыл свое додзе. Поражает количество приемов с мечом, которые изучались в Хоки-рю. Их было более семидесяти пяти, в то время как обычным количеством у других школ было полтора – два десятка. На сегодня, правда, сохранилось около 15 приемов (ката), приписываемых именно Катаяма Хоки-но-Ками, остальные утеряны.

В основе школы лежит принцип работы с коротким мечом с резким изменением расстояния до противника. Большое внимание уделяется бою в помещении.

Школа существует в Японии и в наши дни, хотя ее сторонники и не многочисленны.

Мон школы кендзюцу Хоки-рю, созданной мастером меча Катаяма Хоки-но-Ками в эпоху Сэнгоку

Мон школы кендзюцу Хоки-рю

Хоки-рю обучает бою с одним или двумя короткими мечами, в том числе в узких помещениях

Хоки-рю обучает бою с короткими мечами

Тренировки в старом додзе Хоки-рю, сохранившимся и функционирующем как школа кендзюцу в наши дни

Тренировки в старом додзе Хоки-рю

С эпохи Эдо начинается медленный и неуклонный закат всех школ кендзюцу. Длительный мир, принесенный в страну правлением сегуната клана Токугава, с одной стороны, положил конец кровавым разборкам в Японии, с другой стороны, обесценил практическую часть всех школ корю.

В Японии царил мир и спокойствие, не было ни воюющих армий, ни толп голодных самураев, ни разбойников или бандитов, с ними отлично справлялась полиция. И искусство владения мечом стало просто не нужно.

Современное исполнение приемов с мечом в школе кендзюцу Нитэн Ити-рю

Современное кендзюцу в Нитэн Ити-рю

Современное исполнение приемов с мечом в школе кендзюцу Синкагэ-рю

Современное кендзюцу в Синкагэ-рю

Современное исполнение приемов с мечом в школе кендзюцу Хоки-рю

Современное кендзюцу в Хоки-рю

Поначалу это вылилось в уменьшение практической составляющей при обучении самураев владению мечом. Все большее внимание уделялось внешним формам, правильности выполнения, а не попаданию по противнику. Нужно было не просто попасть, а попасть правильно. Древние школы времен Сэнгоку, не заморачивались такими вещами, главное было убить противника, как – не имело значение.

Позже, к концу эпохи Эдо это вылилось в формализм выполнения, в значительной части школ отказ от спаррингов и боевых практик, форма довлела над содержанием, а сами приемы с мечом, выхолощены и перестали быть хоть сколько-нибудь эффективными с фехтовальной точки зрения.

С наступлением революции Мэйдзи, и возвращением всей власти императору, с запретом сословий и ношением мечей старые школы кендзюцу перестали существовать. Они возродились в конце 19 века, но это уже совсем другая история.


Не травмоопасное оружие для спаррингов и отработки приемов фехтования

Школа японского фехтования мечом Katana Club

Школа японского фехтования Katana Club обучает навыкам владения японским мечом детей и взрослых, новичков и опытных спортсменов. Мы находимся в самом центре Москвы, и обучаем фехтованию на японских длинных и коротких мечах.

Задачи тренеров Katana Club на занятиях японским фехтованием

Задачи тренеров Katana Club на занятиях японским фехтованием

Перед трененрами во время обучения стоят разнообразные задачи. Первая и главная из них, это выявить спосбности ученика и максимально полно развить. Обеспечив при этом отстутствие травматизма и приемлемый уровень нагрузок.