Изучение приемов с катаной
Обучение японских самураев кендзюцу в школах меча ⚔.
Обучение искусству владения мечом пришло в Японию вместе с самим мечом из Китая. Старые китайские школы меча не прижились в стране Ямато. Причина была проста – армия тогдашней Японии кардинально отличалась от армии Китая.
Если в Китае династии Тан армия была по сути из массово мобилизованного населения, и подразумевала собой милицию, в самой ее простой трактовке: набираем как можно больше, вооружаем за государственный счет дрянным оружием и посылаем в бой.
То в Японии во времена Нара попытка сделать армию похожей на китайскую провалилась, и страна в эпоху Хейян перешла от массовой армии к небольшой армии профессионалов- аристократов.
Для такой армии принципиально не годились трактаты об умении владеть мечом, привезенные из Китая. В Китае владение мечом – только в массе воинов, в Японии – индивидуальные умения.
В Китае – самые примитивные приемы, доступные простонародью, у которого нет времени их совершенствовать, в Японии – личное высокое умение аристократа владеть мечом на крайне высоком уровне.
В Китае, простой грубый меч типа дао, махать которым справа налево может и крестьянин, в Японии подвижный меч тати, позже утигатана/катана, на овладение искусством владения которым уходили годы тренировок.
Разница в подходах налицо. Отсюда и разница в методах и приемах обучения владеть мечом.
Вначале, воины в Японии воспевали лук, считая его венцом военного дела, а меч служил сугубо вспомогательным оружием. Аристократ японец в лучшем случае отрезал мечом голову поверженного противника, а весь бой был чисто рыцарской перестрелкой из луков. С элементами, пришедшими из героической эпохи, когда перед поединком воины аристократы выкрикивали свои имена и подвиги своему предполагаемому противнику.
Кендзюцу именно как искусство владения мечом появляется в эпоху Муромати. Разумеется, до этого кендзюцу тоже было, владение мечом изучали вполне серьезно, например, такие государственные и исторические деятели как Тайра Киемори и Минамото-но Есицунэ. Они отлично владели мечом, однако, обучение их искусству фехтования происходило не в школах фехтования, или по какой-то единой схеме, а индивидуально.
Начиная с середины эпохи Муромати, происходит становление многочисленных школ кендзюцу в Японии. Их развитие идет лавинообразно, и пик приходится на период Сенгоку.
Причина такого резкого развития фехтовальных школ в том, что в это время японская армия переходит от армии рыцарского типа, где воинственные аристократы и вооруженные слуги - самураи – конные воины-лучники, к массовым армиям, где основу составляет пехота, организованная в тактические единицы, многократно превосходящая всадников по численности.
Соответственно, начинает меняться и состав военных действий. Вместо рыцарских сражений с единоличными поединками воинов-аристократов, поддерживаемых самураями, война становится чередой бесконечных осад, маршей, набегов, отходов, захватом ключевых укрепленных точек на местности, активно ведется малая война.
Для всех этих действий стреляющая конница рыцарского типа годиться слабо, нужна пехота, вооруженная луками и мечами для ближнего боя. А ближний бой с мечом, это нужно уметь. А умеют вести такой бой – только аристократы, которых учили индивидуально. Вот только в эпоху массовых армий эти аристократы сами не сражаются, а сидят на раскладном стульчике и командуют боем.
А воюют как раз простые самураи, у которых умение владеть пехотным мечом – утигатаной отсутствует полностью.
Спрос рождает предложение, и появляются различные школы кендзюцу. В которых и происходит обучение самураев искусству владения японским мечом.
Самыми старыми традиционно считаются три школы: Тюдзо-рю, Айдзу Каге-рю и Катори Синто-рю. По преданию, первой школой корю была Тюдзо-рю, основанная еще в 14 в. Две остальные школы были основаны уже в 15 веке, на исходе эпохи Муромати.
Школы кендзюцу Тюдзо-рю и Айдзу Каге-рю п росуществовали относительно недолго, и были преобразованы в школы Итто-Рю и Ягю Синкагэ-Рю, которые существуют и до сих пор. Катори Синто-рю повезло больше, она не прерывала своей деятельности, также существует до сих пор и имеет многочисленных учеников и последователей.
Сегунат Асикага слабел, власть ускользала из рук сегунов, и Япония входила в период Сэенгоку – Воюющих провинций, где все воевали против всех. Если в начале эпохи Муромати внутри страны было относительно спокойно, и встретить крестьянину или торговцу вооруженного человека можно было только в составе воюющей армии, то в 15 веке все меняется и по стране ходят вооруженные шайки и бандитов, и ронинов, и монахов, и самураев, часто мало отличающихся от бандитов.
В этом случае, умение владеть мечом выступает гарантией того, что есть шанс отбиться при нападении вооруженных молодчиков.
Большая часть школ кендзюцу обучала не только владению мечом, но давала дополнительные знания и умения в стрельбе из лука, бою с копьем и нагинатой, пешему и иногда конному бою, разведке и контрразведке, элементарному этикету, некоторые школы учили и каллиграфии и все они в обязательном порядке обучали психологии боя и психологии вообще.
Обычно, дисциплины при обучении искусству меча были следующие. Во-первых, баттодо, как искусство владения мечом в различных ситуация, включающее в себя иайдо, умение мгновенно выхватив меч нанести единственный сокрушительный удар.
Впервые, принципы иайдо были сформулированы великим мастером меча Цукахаха Бокуден, который развивал эту манеру начинать и заканчивать бой одним ударом.
Во-вторых, это поединки на боккенах между учениками школы. Позже, с начала 16 века к оружию для поединков добавляются синай (тренировочный меч из полос бамбука) и не травмаопасные мечи чанбары. Обычно, поединки с представителями других школ были запрещены.
В-третьих, это конечно тамэсигири в его современном понимании. В 15 веке тамэсигири называли проверку рабочих качеств меча на преступниках, телах людей и пленных. Но, несмотря на последующую смену понятий, рубку мечом мишеней (макивар или стволов бамбука) ученики в школах кендзюцу отрабатывали упорно и по много часов.
Ну и в четверых, и это основной блок обучения, будущие мастера меча очень много времени посвящали выполнению заданий мастера, то есть по сути домашней работе по заданию. Все точь-в-точь, как в современных спортивных школах.
Что касается длительности обучения, то оно было разным, но в целом по несколько часов в день. Известны случаи, когда самураи занимались два – три часа два три раза в неделю. Примерно с такой же периодичностью, как и современные любители.
Это конечно не относится к ученикам мастера меча. Обычно их было два, три очень редко, один, гораздо реже, чем пара. Такое количество объясняется просто – два ученика составляли пару для спаррингов, и для мастера это было удобно.
Вот ученики непосредственно мастера тренировались постоянно, как сказали бы сегодня 24/7, потому что мастера обычно устраивали стресс тесты своим подопечным, нападая на них с боккеном (позже с синаем) в любое время суток и в любом месте, включая ванну и туалет. Били сильно и с разным итогом. Иногда летальным. Особенно этим славился знаменитый противник Миямото Мусаси, Сасаки Кодзиро.
Впрочем, и ученики платили той же монетой, стараясь напасть на мастера врасплох. Такой подход хотя и выглядел жестоким, но зато учил самураев быть постоянно настороже и быть готовым к отражению неожиданного нападения.
В те времена, погибнуть от грабителя или разбойника в гражданской жизни можно было скорее, чем на войне, несмотря на бушевавшие непрерывные битвы всех против всех.
После наступления эпохи Эдо, когда закончились войны и сражения и в Японии наступил мир, кендзюцу постепенно тоже стало терять свой чисто прикладной характер для войны и защиты жизни от бандитов.
Жестокие дуэли между самураями преследовались сегунатом, на дорогах были вооруженные патрули и отсутствие разбойников, царил такой долгожданный мир. А потому кендзюцу пошло по пути гуманизации: вместо боккенов для спаррингов применялись синаи и чанбары, в ряде старых школ корю прекратили спарринги вовсе, при поединках одевали защиту.
Боевые приемы выродились и осталась их внешняя оболочка при полном непонимании сути того, для чего производились ката.
К середине 19 века кендзюцу представляло из себя что-то типа современного фитнеса с мечом. Мертвая форма без души.
В начале эпохи Мэйдзи, про искусство владения мечом совсем забыли, равно как и про мечи, носить которые запрещалось. Но уже через несколько десятков лет начнется возрождение кендзюцу на другом уровне и новых принципах. Но, это совсем другая история.