История великих мечников
Мастера владения японским мечом в Японии эпохи Сэнгоку ⚔.
Говоря о великих мастерах меча в Японии, мы расскажем о тех, кто действительно замечательно владел искусством боя мечом, и о ком можно рассказать не только на основании легенд и сказаний.
Поэтому, часть легендарных мастеров меча в этой статье вы не найдете. Эпоха Хэйян и даже Камакура изобилует именами великих воинов, но очень скуден фактический, не мифический пласт знаний об этих людях.
И Тайра Киемори, и Минамото-но Есицунэ и его спутник монах Бэнкэй были без сомнения известными воинами, но отделить фактический материал от сказаний тут сложно.
Не станем затрагивать и во многом мифологизированных основателей старых школ корю: Тюдзе-рю, Айдзу Каге-рю, Катори Синто-рю. Кроме Катори Синто-рю, мы очень мало знаем об этих школах, чтобы говорить с уверенностью о личностях их основателей. И даже основатель Катори Синто-рю, мастер меча Иидзаса Тёисай Иэна во многом личность легендарная.
А потому, начнем с эпохи Сэенгоку, времени «Воюющих провинций», где все воевали против всех.
Этот период начинается с ослабевания и падения сегуната Асикага, правившего Японией почти 200 лет. Этот период характеризуется бурным развитием школ кендзюцу, когда создавались новые школы, совершенствовались старые, что не могло не породить плеяду великих мечников. Кроме того, обстановка в Японии того времени была такова, что можно было потерять жизнь не только на войне, а и в обычной жизни.
Разбойники, банды воинов, воинственные монахи, убийцы и грабители одиночки расплодились в таком количестве, что вопросом личного выживания стало умение владеть мечом. Именно в обычной гражданской жизни опасность подстерегала на каждом углу.
Поэтому, обучение искусству владения катаной – гражданским мечом было очень востребовано.
В начале 16 века наиболее известным мастером меча был Цукахара Бокудэн. Он родился в самурайской семье в провинции Хитати, был усыновлен самцрайской семьей Цукахара и служил клану Касима.
Его приемный отец отдал его на обучение в школу Катори Синто-рю. где молодой Бокудэн достиг выдающихся успехов в овладении фехтования мечом.
Позже, после длительных психологических и духовных тренировок, Цукахара Бокудэн выбрал себе путь странствующего мастера меча. Будучи богатым, он с небольшим количеством сторонников путешествовал по Японии, изучая различные техники боя мечом и совершенствуя свои умения.
Итогом его странствий стало создание иайдо в его классическом понимании – искусства убийства противника одним неожиданным и сокрушительным ударом при выхватывании меча. Он впервые сформулировал основные принципы иайдо и разработал к ним технические приемы выполнения выхвата катаны н и обучения этим приемам.
На основе полученных знаний он создал две школы японского фехтования: Бокудэн-рю, Касима Синто-рю, в основе которых лежал его новый принцип – решить бой одним молниеносным ударом, не затягивая его. На сегодняшний день знания школы Касима Синто-рю утеряны, а традиции школы Бокудэн-рю существуют до сих пор.
Цукахара Бокудэн являлся учителем сегуна Асикага Ёситэру, который очень ценил искусство владения мечом и сам был очень известным мечником. Враги сегуна из клана Миеси напали на него во дворце, и защищаясь Асикага Ёситэру убил лично мечом шесть нападавших, но был зарублен многочисленными врагами.
Убийство сегуна положило начало концу сегуната Асикага и почти 50 лет кровавой непрерывной резни в Японии.
Цукахара Бокудэн умер своей смерть в возрасте 82 лет. Его называл кенсей – святой меча, настолько сильно он усовершенствовал свое искусство мечника.
Не менее известными мастерами фехтования были мечники из клана Ягю. Это был известный самурайский род, сильно обедневший во время правления Ода Нобунага.
В эпоху Сенгоку, мечники клана Ягю славились своими умениями во владении мечом, и искусство их школы кендзюцу было по достоинству оценено будущим сегуном Токугава Иэясу.
Первый известный нам великий мечник клана Ягю "Сэкисюсай" Мунэеси. Он руководил школой кендзюцу Ягю Синкагэ-рю, и навсегда связал свою жизнь с кланом Токугава. Обладая благосклонностью главы клана Иэясу, Ягю Мунэеси по праву заслужил звание одного из самых известных мастеров меча своего времени.
Его сын, Ягю Мунэнори – значимая фигура в истории японского фехтования. В молодости, он выполнял различные важные поручения Токугава Иэясу, в том числе секретные, отличился на поле боя, в том числе в великой битве при Сэкигахара, которая доставила власть сегуна Токугава Иэясу, и в двух осадах Осака.
При последующих сегунах он был придворным учителем фехтования, занимал важные должности в том числе был первым советником третьего сегуна Токугава Иэмица. Много раз участвуя в битве, он обладал непревзойденными навыками как боя на поле битвы, так и в искусстве поединка.
Ягю Мунэнори является автором самого известного японского фехтовального трактата Хэйхо Кадэен Се, где подробно изложил и отобразил основные приемы фехтования, принципы тактических действий мечника при поединке, базовые стойки, защиты, удары, фехтовальные фразы и основы обучения фехтовальщиков искусству владения мечом.
Является создателем японского не травмаопасного меча – чанбары. В курируемых государством школах, в том числе в принадлежавшей клану Ягю Синкагэ-рю запретил спарринги с боккенами, запретил поединки с учениками других школ, много сделал для искоренения дуэлей среди самураев.
Он был хитер, очень жесток, очень изворотлив, фактически определяя внутреннюю политику Японии в первой половине 17 века.
Его сын, Ягю Дзубей многому научился у своего отца в искусстве фехтования. Отец на тренировках был жесток и безжалостен и случайно выбил ему глаз боккеном. Именно после этого случая, Ягю Мунэнори стал использовать для спаррингов не травмаопасные мечи чанбара. Выбитый отцом глаз не помешал юному Дзюбею стать одним из лучших мечников в Японии.
Он был личным партнером по тренировкам с мечом у будущего сегуна Токугава Иэмицу. Отправился в странствие по Японии с целью улучшить своим практики меча, как в свое время это же сделал Цукахара Бокудэн. Впрочем, заодно он выполнял секретные приказы своего отца Мунэнори и сегуна, решая, как политические задачи, так и устраняя мечом различных неугодных правительству Японии противников.
Есть легенда, впрочем, ничем не подтвержденная, о его встрече с великим мечником Миямото Мусаси. Они не стали сражаться, но сыграли в го, причем вничью. Выйдя из таверны, они молча разошлись в разные стороны, и никогда больше не встречались.
Вернувшись из странствий, Ягю Дзюбей перед сегуном продемонстрировал в поединках свое мастерство, доказав, что является на тот момент лучшим мечником Японии. Ближе к концу жизни, он создал трактат по фехтованию Цуки-но Се, (искусство смотреть на луну) посвященный практикам обучения мечу в школе кендзюцу Ягю Синкагэ-рю.
Наверное, самым известным мечником по праву является Миямото Мусаси. Его происхождение спорно, некоторые считают его выходцем из крестьян, но скорее он из рода незначительных по положению самураев. В молодости, он участвовал в битве при Сэкигахаре, и к своей беде не на стороне победившего Токугава Иэясу. Возможно, из-за этого он не был особо обласкан властью, в отличие от клана Ягю.
Путем значительных тренировок достиг высочайшего мастерства в искусстве владения мечом, был никем не побежденным, непревзойденным мечником, жившим только страстью улучшить свои умения в фехтовании.
Он второй мечник, получивший звание кенсин – святой меча. Создал школу двух мечей, разработав методику фехтования двумя длинными мечами, каждый из которых он держал одной рукой.
За свою долгую жизнь Миямото Мусаси участвовал в огромном количестве дуэлей и поединков, мечом доказывая свое превосходство в искусстве фехтования. Под конец жизни, сам себе запретил убивать противников, и вместо меча носил с собой деревянный боккен.
Самым известным его поединком является дуэль с другим великим мастером меча Сасаки Кодзиро. Мусаси победил Кодзиро неожиданным ударом обструганного весла по голове. Вообще неожиданность, нестандартные ходы, обман противника, введение его в заблуждение, выведение его их состояния психологического равновесия – визитная карточка стиля фехтования Мусаси.
Он основал знаменитую школу кендзюцу Хёхо Нитэн Ити-рю, известную техникой боя двумя длинными мечами или длинным мечом катана и коротким вакидзаси. Школа существует и по сей день.
В конце жизни написал знаменитый трактат по фехтованию Гарин-но Се (Книга пяти колец) является наиболее полным трактатом, где фехтовальщика обучают стратегически мыслить, подготавливают психологически к победе над противником.
Обучают уловкам на и вне поля боя, открывают основные базовые принципы фехтования, исповедуют атакующий стиль ведения поединка, используя принципы, позднее озвученные Суворовым А.В – глазомер, быстрота, скорость.
Наверное, мы коснулись основных, наиболее ярких представителей различных школ японского меча. Все они жили в неспокойную эпоху Сенгоку, и именно на это сложное время пришелся наивысший расцвет техник боя с мечом в Японии.
Конечно, были и другие мечники в другие времена, но тех, о которых мы писали вше, никто не смог превзойти.