Чанбару изобрели в эпоху Эдо
На созданых в 16 в. чанбарах обучают фехтованию в Katana Club ⚔.
Имя самурайского клана Ягю оставило длинный и заметный след в истории Японии. Бурная деятельность его самых ярких представителей пришлась на переломную эпоху в истории страны – на период Сэнгоку, период воюющих провинций. Старый сегунат Асикага рухнул и распался, сегуны не были больше выразителями интересов военной знати и их самураев, а потому, стали не нужны. Лишенные власти, последние сегуны клана Асикага были вынуждены бежать из Киото и скитаться в нищете.
Императоры так же не имели никакой власти с 14 века, их положение было еще более отчаянное. По преданию, некоторые из них, чтобы не умереть с голоду, жили тем, что раздавали свои автографы…
Власть получили крупные феодалы – князья даймье, которые воспользовавшись безвластием начали войну всех против всех.
Клан на клан, провинция на провинцию, почти 70 лет феодальные войны раздирали на куски Японию.
Страну пытались собрать воедино многие военачальники: Ода Нобунага, Такэда Синген, Тоетоми Хидэеси. Получилось у Токугава Иэясу, старого, хитрого, очень умного, циничного и коварного князя одной из провинций.
Именно созданный им на руинах Японии сегунат, называемый эпохой Эдо, дал стране мир и благоденствие на долгих 250 лет, до революции Мэйдзи.
С именем первых сегунов Токугава неразрывно связана и история Ягю Мунэнори, наиболее яркого представителя этого клана, фактически выстраивавшего внутреннюю политику страны в начале 16 века.
Ягю был известным кланом мастеров меча, мечники из него всегда ценились как умелые фехтовальщики как катаной, так и тати – военным мечом. Их умения были не только прикладными, но и имели теоретическую базу. Члены клана, будучи образованными людьми, оставили многочисленные записи об умении владеть мечом, знаменитые «свитки клана Ягю».
Помимо искусства владеть мечом, клан Ягю еще владел искусством шпионажа и разведки, и имел для этого своих ниндзя, может и не столь многочисленных, как знаменитые синоби провинций Ига и Кога, зато полностью верных клану Ягю.
Все это делало Ягю ценными помощниками и союзниками для того, кто захотел бы воспользоваться их услугами.
Во время междоусобных войн клан Ягю сильно пострадал. Ода Нобунага отобрал их земли и с большим трудом удалось уговорить его не уничтожать всех членов клана подчистую, как обычно он делал. При Тоетоми Хидэеси клан получил передышку от репрессий, но не отнятые владения. Зато именно во время правления Хидэеси, клан Ягю присягнул на верность соратнику Хидэеси и владетельному князю Токугава Иэяса, и отныне связал свою судьбу с судьбой будущего сегуна Японии.
Ягю Мунэнори выполняет самые разные и ответственные поручения Иэясу Токугава. Участвует в войнах, собирающих Японию воедино. Принимает непосредственное участие в битве при Сэкигахара. Обеспечивает глубокую разведку вражеских позиций, в том числе силами ниндзя Ягю.
Работает над разведкой и контрразведкой после установления сегуната Токугава. Противников у нового сегуна было много, так что его власть висела на волоске. Участвует лично в двух осакских кампаниях, когда Токугава Иэясу разбил и уничтожил мятежного сына Тоетоми Хидэеси – Тоетоми Хидэери.
Во всех этих войнах Ягю Мунэнори принимает участие лично, часто пуская в дело меч прямо на поле боя. Во время осады замка Осака, он по преданию, собственноручно убил семерых воинов врага, когда противники ночью напали на ставку Токугава Иэясу, вызвав панику и переполох среди осаждающей армии.
Так, что с войной Ягю Мунэнори был отлично знаком лично, во всех ее жестоких проявлениях. Как один из лучших фехтовальщиков Японии, и прямой вассал клана Токугава обучает наследника сегуна Токугава Иэяса владению катаной.
Именно при обучении наследника впервые реализует свою мечту – не травмаопасное фехтование и обучение владению мечом без боли и ушибов. Ягю Мунэнори изобретает прототип чанбары. Легкая бамбуковая палка оборачивается несколькими слоями ткани и становится условно безопасной. Ей можно поставить синяк, но вот нанести травму или убить – не получится даже при злом умысле.
Зато можно было устраивать спарринги в полную силу, не боясь последствий. Да и отработка ударов сразу стала намного более безопасной.
До этого учителя меча использовали на тренировках деревянную палку, имитирующую меч – боккен.
В умелых руках боккен был оружием, ничуть не менее страшным, чем меч.
Великий фехтовальщик Японии, Миямото Мусаси, кстати, современник Ягю Мунэнори в конце жизни перестал носить стальной меч, а ходил с боккеном. Что не делало его, понятно безоружным и беззащитным.
На тренировках с боккенами, травмы и убийство учеников были обычным явлением. Неудачный (или слишком удачный) удар – и одним учеником становилось меньше. Великий мастер меча Сасаки Кодзиро избивал своих учеников так, что они у него подолгу не жили.
Изобретение чанбары Ягю Мунэнори позволило избегать бессмысленных травм, увечий и смертей.
В связке с ним идет трактат 19 века руководителя школы Итто рю Такано Митсумаса, трактат которого опирается на не дошедшие до нас труды Иттосай Кагэхиса.
Тут интересно то, что это наставление довольно детально описывает процесс самой тренировки в додзе.
В дальнейшем, Ягю Мунэнори изобретет еще и прототип шлема, который ляжет впоследствии, в начале 18 века, в основу шлема для кендзюцу, введенного на постоянной основе для тренировок мастером меча Наганума Кунисато.
Эти нововведения намного снизят травмы на тренировках и облегчат процесс обучения искусству меча.
Причин таких изобретений было несколько. Участвуя в междоусобных войнах, Ягю Мунэнори видел столько смертей и насилия, что не хотел, чтобы самураи бессмысленно гибли в мирное время при обучении фехтованию.
К этому добавился несчастный случай в его собственной семье. Тренируя своего сына, Ягю Дзубея, Мунэнори случайно на тренировке так повредил боккеном ему глаз, что мальчик ослеп на один глаз и на всю жизнь остался одноглазым.
Помня об этом и являясь наставником наследника сегуна, Ягю Мунэнори угнетаемый чувством собственной вины перед сыном, и страхом случайно искалечить будущего правителя Японии, искал способы избежать травматизма при тренировках.
Такие поиски привели его к закономерным решениям – сделать гуманным меч и закрыть лицо и голову учеников на тренировках шлемом.
Именно так и появился прообраз современной чанбары – не травмаопасного меча для обучения японскому фехтованию и спаррингам.
В начале 17 века Ягю Мунэнори становится главой разведки и контрразведки сегуната Токугава, а по сути премьер министром Японии. Он по мере своих сил старался сделать жизнь японцев мирной, уничтожить все ростки феодальной раздробленности и не допустить религиозных волнений и войн. И в целом, ему это удалось. 250 лет в Японии царил мир и спокойствие.
Кроме того, как министр внутренних дел, в двух официальных школах меча времен сегуната Токугава: в Ягю Синкагэ-рю и в Итто-рю он силой насаждал не травмаопасные мечи чанбары и шлемы для защиты.
Все остальные школы, которые отказывались этому следовать, лишались аккредитации на территории Японии, патронажа сегуната, и по сути объявлялись вне закона.
Пока Ягю Мунэнори был жив, это правило исполнялось неукоснительно. Итогом всей длинной и насыщенной событиями жизни Мунэнори стал написанный в 1632 г. его фундаментальный труд «Хейхо Кадэн Се», посвященный владению мечом, и являющейся ценнейшим учебником по японскому фехтованию.
Его детальность, качество описания приемов, глубина фехтовальной мысли таковы, что ставит этот фехтбух на один уровень с лучшими трудами европейских фехтовальщиков начала 17 века.
Такова история Ягю Мунэнори, подарившего нам не травмаопасные мечи, фехтовальные шлемы и величественный трактат по японскому фехтованию.