Одежда для обучения катаной
Как одевались самураи для занятий с мечом в додзе ⚔.
Как и многое другое, известные всем варианты японской одежды пришли в Японию из Китая, через Корею. В первую очередь это касается кимноно. Оно было заимствовано примерно в начале эпохи Нара и изначально называлось косоде, а кимоно его начали называть только в эпоху Эдо. Тогда косоде стали называть нижнее кимоно с узкими рукавами.
В сущности, это широкий халат с длинными рукавами. Такая простая одежда пришлась по вкусу японцам, которые переняв ее с материкового Китая начали ее использовать в повседневной жизни.
Но, если в эпоху Нара и Хейян, тон моде задавали придворные аристократы из Киото, которые не гнушались одеваться вычурно, то со времен войны кланов Тайра и Минамото, то есть с эпохи Камакура тон задают военные, по сути Японией правит военная хунта, где сегун – военный вождь, ее предводитель.
Провинциальные военные, а самураи изначально вооруженные слуги, и задают тон всей моде. Она становится суровой и простой, как нравы диковатых слуг-воинов с севера, где они годами воевали с эмиси (айнами).
Если в эпоху Хэйян преобладали яркие, часто светлые тона, то начиная с эпохи Камакура самураи (о простолюдинах речь в принципе не идет) носят темные, приглушенные цвета. Синий, чёрный, тёмно-зелёный, коричневый или серый цвет – вот цвета верхнего кимоно для самураев.
Правительство сегуна (бакуфу) постоянно подчеркивало, что скромность украшает даже князей (дамье), а потому большая часть даже богатых самураев не ходили в одежде кричащих расцветок.
Поверх кимоно часто надевали безрукавку – камисиму. Вообще, кимоно могло быть длинным, до щиколоток, а могло быть и коротким, до колен и выше, если планировалось одеть штаны особого покроя – хакама. Хакама надевалась на короткое кимоно и сверху повязывалось широким поясом оби.
Заткнув за пояс оби, самураи носили два меча: длинный катана и короткий вакидзаси. Оба меча, называемые в паре дайсе, отличительный признак самурая, носились лезвием вверх. Но, такие мечи самураи носили только в гражданской жизни. Военные меч – тати, подвешивался лезвием вниз, как сабля, а вместо короткого меча вакизаси носился длинный кинжал танто.
Изначально хакама – очень плотные штаны самурая для верховой езды, в чем-то напоминающее кожаные краги, которые одевали на штаны пастухи на Диком Западе и в Боливии, чтобы предохранить ноги от колючек. Точно такую же функцию выполняли и хакама.
Такие хакама назывались уманори (дословно – хакама для верховой езды). Они состояли из двух широких штанин и высокого достаточно упругого выступа сзади, на поясе в районе поясницы.
Такая конструкция помогала самураю ровно держаться в седле. Поскольку это было важно для конного лучника, которым и были изначально самураи, они пользовались уманори с удовольствием.
Но существовал и другой вид хакама – андон бакама (хакама фонарь), где штанины не были разделены, и эти «штаны» больше походили на юбку.
Изначально хакама – просто своеобразные штаны, но в конце эпохи Эдо их стали делать плиссированные, что продолжают воспроизводить до сих пор поклонники айкидо и иайдо.
Однако, самураи до 19 века не носили никаких плиссированных хакама. Более того, они во время похода часто заправляли хакама в наголенники. Какая уж тут плиссировка…
Обычно хакама были светлее кимоно.
В походах самураи на ноги обычно надевали гетры из толстой ткани – кайхаг. Они завязывались у лодыжек и под коленями, чтобы не сползали.
Для торжественных случаев поверх кимоно, если не была одета касимиса, самурай надевал накидку хаори, обычно темного, иногда черного цвета с вышитыми белыми шелковыми нитками гербами мон.
Хаори самурая имела внизу на спине разрез. Остальным сословиям такие разрезы делать не позволялось.
Хаори иногда надевалась, если на улице было холодно, но вообще, это одежда для тождественных случаев или, когда самурай должен был присутствовать на каких-то важных встречах.
Все три элемента одежды: кимоно, хакама и хаори назывались рейфуку. Если на ркейфуку были нашиты гербы самурая, называемые мон (или камон), то такой наряд назывался монцуки.
На ноги одевались белые и весьма толстые носки – таби, с отделенным большим пальцем. Таби носили вместе с сандалиями дзори, часто из соломы, но модники из Киото часто делали их из толстой кожи, подбитой гвоздями, на манер римских калиг. Такие сандалии обычно называли гэта.
Огромным преимуществом дзори было то, что в них по любой местности – в городе или на природе можно было двигаться совершенно бесшумно. Для воинов, бесшумное передвижение очень востребовано, а потому дзори несмотря на простоту, пользовались огромным успехом и на войне, и в гражданской жизни.
Во время дождливой погоды, или, когда было очень грязно, одевали вариант деревянных гэта, называвшихся асида, они имели два деревянных выступа, как у скамеечки.
К такой обуви прилагались цумагакэ – кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи.
В походах самураи одевали ботинки из медвежий шкуры, мехом наружу – цурануки.
Для обычного человека одежда самураев кажется неудобной для боя, ведь она длинна и широка. Но, это конечно не так.
Перед поединком, самурай быстро, буквально мгновенно продевали шнур сквозь рукава хаори и кимоно и стягивал их так, что рукава складывались гармошкой.
Точно так же подбиралась хакама. А кроме того подвязал свои штаны под коленями и у щиколоток, превращая их в подобие шаровар.
Простые воины самураи и офицерский состав с 15 века также применяли простой вариант одежды – катагину. Она состояла из длинного нижнего кимоно косоде, чаще всего белого цвета, безрукавки камисиму и хакама уманори. Такая одежда была обычна для воинов того времени.
В виде головного убора самураи носили широкополую соломенную шляпу под конус – каса. Если чуть-чуть наклонить голову, то твое лицо никто не мог бы увидеть. Это было очень удобно в повседневной жизни.
Другим вариантом головного убора самураев и ронинов была шляпа амигаса, имевшая вид низкого широкого конуса. Для того, чтобы видеть в ней делали небольшое окошечко, при этом само лицо было полностью скрыто.
От дождя и при ярком солнце самураи использовали складные зонты.
Обычно, точно так же одевались и для занятий внутри додзе или в его дворе. При обучении кендзюцу, ничего не должно было стеснять движений, но также не должно было цепляться за меч, или мешать его выхватыванию.
Современные занятия айкидо или иайдо в длинных, распущенных хакама у самураев не практиковались. Хакама подвязывали, равно как подвязывали все ниспадающие рукава и складки верхнего кимоно или камисиму, если ее не снимали перед тренировкой.
Иногда самураи тренировались без хакама, только в кимоно, причем оно либо подвязывалось, если было длинное, либо просто оно было до колен, что не стесняло движений и не мешало двигаться. Внутри додзе занимались либо в таби, либо босиком.
Пояс оби присутствовал всегда, потому что ос одной стороны он удобно подвязывал кимоно, а с другой стороны, за него засовывались ножны меча, или в иных случаях боккен.
Во время занятий во дворе додзе, никогда не одевались гэта или асида, но использовались только дзори. Иногда, впрочем, занятия проводились босиком, если это позволяло покрытие дворика додзе.
Иногда самураи тренировались без хакама, только в кимоно, причем оно либо подвязывалось, если было длинное, либо просто оно было до колен, что не стесняло движений и не мешало двигаться. Внутри додзе занимались либо в таби, либо босиком.
Во время занятий кендзюцу никакие шляпы самураями не использовались. Зато активно использовались повязки на голову – хатимаки. Они в первую очередь предназначались от пота, который впитывался в ткань и не попадал в глаза. Они были широкие, длинные, не тонкие, по сути – узкие полотенца, которыми самураи обертывали голову на тренировках. Их цвет был любой, обычно они тоже были темного цвета. В какой-то степени, они могли смягчить неудачный удар боккеном.
Значительно позже хатимаки приняли вид узких длинных белых хлопчатобумажных лент, которыми ритуально обматывали голову, перед какими либо свершениями. По преданию, именно белыми хатимаки обмотали себе головы 47 ронинов, чтобы отличать друг друга в темноте перед решающей битвой.
К реальным хатимаки для тренировок это не имеет никакого отношения.
Вот основные элементы одежды, которыми пользовались самураи, при занятиях кендзюцу в старых школах корю. После революции Мэйдзи одежда для занятий кендзюцу сильно упростится, но это уже история для другой статьи.