Разнообразие японских мечей
История создания и развития мечей самураев в Японии ⚔.
Японский меч имеет длинную историю, уходящую своими корнями к самому началу образования государства Ямато на центральном острове японского архипелага – Хонсю. Местное население пользовалось либо привозными китайскими мечами, попавшими в Японию через Корею, либо делало свои поделки, ориентируясь на уже имеющиеся китайские образцы.
В самый древний период, Кофун, мечи были исключительно привозными из Китая, и японские кузнецы не умели их делать самостоятельно. Позднее, в период Асука, японцы научились делать мечи самостоятельно. Связано это было, прежде всего, с экспансией государства Ямато в Корею.
Вмешавшись в междоусобные войны среди мелких корейских царств и поддержав Пэкче и южнокорейскую конфедерацию Кая, японцы высаживали армии для помощи своим союзникам. Тесно соприкасаясь с боле развитыми корейцами, которые в свою очередь усвоили кузнечное мастерство и основы металлургии в Китае времен династии Тан («золотой век» Китая), японские мастера и военные по достоинству оценили качество китайско-корейского оружия.
После разгрома китайскими и северокорейскими войсками южнокорейских союзников Японии, большая часть их аристократии и мастеров бежала в Японию, и принесла с собой китайскую культуру, и китайское же оружейное дело.
Основным оружием того времени в Японии был одноручный прямой двухлезвийный меч - цуруги. Свое происхождение он ведет напрямую от китайского меча цзянь, активно использовавшегося китайцами в период раннего Тан. Китайский иероглиф, обозначающий такой меч, по-японски читается как кен – меч. Со временем, этот термин начал относиться ко всем мечам, включая однолезвийные изогнутые мечи (тати и катана), а кроме того, приобрел расширенное значение, для обозначения фехтования мечом, отсюда, например, происходит название искусства владения оружием – кендзюцу.
Довольно быстро японцы от цуруги отказываются, и переходят на другой тип прямого меча – тёку-то (дословно – прямой меч, окончание «то» в японском языке так же обозначает меч). Тёкуто – одноручный однолезвийный меч, больше предназначенный для укола, чем для рубящего удара. Мог иметь небольшой обратный изгиб, на манер греческого кописа или турецкого ятагана. Изогнутые варианты мечей тёкуто копируют китайские однолезвийные мечи дао, довольно широко использовавшиеся во времена танского Китая.
Такие изменения связаны были, прежде всего, с отсутствием хорошей металлургии и умелых кузнецов в Японии. Все-таки, не смотря на то, что в Японию эмигрировали мастера из Кореи, в целом уровень металлургии в эпоху Нары и начала Хэйян был весьма низким, а потому, сделать высокотехнологичный меч типа цзянь для японцев было очень сложно.
Приходилось изворачиваться, упрощая процесс изготовления. В это время большая часть мечей не имела зонной закалки, и была больше предназначена для укола, а не рубки. Клинки делали относительно тонкими, качество мечей было низким. Это было отчасти следствием копирования военной машины танского Китая, где основой было военное ополчение, а не дружины феодалов. В Японии это выродилось в плохо организованные армии-банды из пешего сброда, бедного и плохо вооруженного. Для таких «воинов» и плохо выкованный тёкуто был уже супер оружием.
Ослабление императорской власти в эпоху Хэйян привело к формированию феодальных дружин и образованию такой воинственной прослойки японского общества, как самураи. Это были профессиональны воины, конные лучники, стрелки, для которых ближний бой был отнюдь не главным. Для них потребовался иной тип меча, прежде всего потому, что они воевали на коне.
Сперва, они использовали варианты тёкуто. Длинна и ширина варьировались в зависимости от личных данных владельца. Однако, уже тогда меч приобретает ребра жесткости по краям клинка – так называемые синоги, которые тянутся вдоль всего клинка до самого острия. Позднее, к ним добавится еще ёкотэ – грань, отделяющая собственно лезвие, от тела клинка. На ранних мечах ее не было – уровень кузнечного дела не позволят изготавливать такие геометрически сложные мечи.
Во время междоусобных войн клан Ягю сильно пострадал. Ода Нобунага отобрал их земли и с большим трудом удалось уговорить его не уничтожать всех членов клана подчистую, как обычно он делал. При Тоетоми Хидэеси клан получил передышку от репрессий, но не отнятые владения. Зато именно во время правления Хидэеси, клан Ягю присягнул на верность соратнику Хидэеси и владетельному князю Токугава Иэяса, и отныне связал свою судьбу с судьбой будущего сегуна Японии.
Срез кромки лезвия на острие меча имеет прямую линию, но в более поздних образцах он примет дугообразную форму, характерную сегодня для всех японских мечей.
Меч перестает быть прямым. Первые образцы мечей эпохи Хэйян имеют изгиб клинка в области прямо за цубой (гардой японского меча). При этом сам клинок остается прямым. Более поздние образцы имеют уже небольшой изгиб лезвия, но он все равно находится в первой трети самого клинка.
Этот тип меча становится основным для самураев, и именно его называют военным мечом – тати (тачи).
Изначально, длинна его клинка была от 70 см, постепенно он рос в длине, пока не стал до 90 см длинной, без рукояти. Сам клинок становится изогнутым, величина изгиба менялась в разные эпохи, наиболее изогнутые клинки были во времена Камакура.
Короткие тати обычно называли кодати и использовали до 13 века. С этого времени длинна тати начинает расти, пока он не становится длинной до 90 см.
Для самураев того времени меч был второстепенным оружием, основное оружие самурая был лук, когда кончались стрелы самурай брался как правило за нагинату, и только в крайнем случае за меч.
Тати носился на подвесе, как сабля, лезвием вниз, чтобы не травмировать ножнами круп коня. В паре с ним обычно носился кинжал, или длинный нож, который назывался танто.
В ранние времена танто называли когатана, но позже, этим термином называли маленький нож для хозяйственных работ, который носился в кармане, со стороны меча. Позже такие ножи будут называть козука.
Кстати часто танто имели обратный изгиб лезвия (как у ятагана) с односторонней заточкой. Такими танто с обратной кривизной лезвия обычно отрезали головы убитых противников, поле битвы. Для этого, они были гораздо удобнее, чем танто с обычно искривленным клинком.
Впрочем, встречались и обоюдоострые танто, но при этом их лезвия не были симметричны.
Примерно с конца 15 века состав армии Японии начинает меняться. Вместо конных самураев с обслугой (обычно конной), армия начинает включать в себя значительные части пехоты, пестрые по своему составу. Как копьеносцев, так и лучников. Кроме того, войска часто имели в своих рядах отряды вооруженных, злобных боевых монахов, сохеев.
Воинам пехотинцам, и пехотным офицерам, часто из обедневших самураев, нужно было оружие ближнего боя. Им становится утигатана, простой меч, без изысков, с длиной клинка от 60 до 85 см. Носился он за поясом оби, лезвием вверх, как сейчас принято носить катану. Обычно не украшался, ведь это было функциональное оружие, не имевшее статусности тати.
Пик его популярности приходится на 16 век, и постепенно после объединения Японии после периода Сэнгоку (воюющих провинций) его популярность сходит на нет.
Изгиб лезвия утигатаны был разный, чаще всего меньше, чем у тати. Рукоять короче, чем у классической катана эпохи Эдо, но длиннее, чем у тати и вакидзаси. Вес обычно был меньше 1 кг, что вместе с небольшой длинной позволяло быстро выхватить этот меч в схватке на ближней дистанции.
Во времена мирной эпохи Эдо, утигатана постепенно превращается в катану. Начиная с 15 века все длинные мечи начинают называть катана. Удельный вес самурайской конницы снижается, классический тати постепенно превращается в катану.
В это время вообще иногда сложно сказать, катана перед вами, или тати, потому, что клинки просто переодевают в разную оправу. Сейчас самурай на войне, и у него тати, завтра он вернулся из похода, и идя по улице несет катана, хотя клинок и там, и там один и тот же.
Немного, наверное, стоит сказать и о весе катана. Он был разным, вообще, каждый меч делался индивидуально под своего владельца. Соответственно и вес и длина были разными. Обычно вес такого большого меча, как катана колебался от 750 грамм до 1,2 кг.
Например, в ходе Имджинской войны, опытный военачальник и правитель Японии Тоетоми Хидэеси приказал делать вес длинных мечей не более 750 грамм. Их боевое применение так неприятно удивило китайцев, что привело к изменению китайских мечей в сторону облегчения и удлинения, и привело к возникновению меча вадао, «меча варваров с островов» (японцев).
Катана, как и утигатана носилась лезвием вверх, за поясом. Самурай носил два меча, которые и подчеркивали его статус, так называемый набор дайсе. Куда входил дай-то – длинный меч и сё-то – короткий меч. В разные времена эта пара была разной.
В период Хэйян и Камакура чаще всего это были тати и танто, в период Эдо – катана и вакидзаси. Но вместо вакидзаси, представляющего короткий меч до 60 см длинной мог быть и танто.
Вакидзаси носился, как и катана, лезвием кверху. Лезвие имело малый изгиб, но при этом он мог быть и обратный, как у ятагана.
Военные мечи обычно не имели зонной закалки. В этом не было никакого смысла, потому, что удар закаленной кромкой лезвия по доспехам вызвал бы ее выкрашивание.
Но, для ношения в обычной жизни появляются мечи с дифференцированной по зонам закалкой. Они давали преимущество при рубке и резке противника, одетого в простое кимоно.
В эпоху Эдо искусство зонной закали достигло высочайшего уровня, а мечи начали обожествляться. Кругом царил мир, ношение огнестрельного оружия было запрещено сегунами Токугава, и японцы, вынужденные пользоваться холодным оружием в гражданской жизни достигли изумительного мастерства в его изготовлении.
А во времена Камакура, Муромати и Сэнгоку, отношение к мечам было чисто утилитарное. Никому и в голову не пришло бы обожествлять меч. Особенно катана. Дело в том, что длинный меч всегда оставлялся самураями в прихожей, внутрь замка или дворца, или богатого дома с ним было не принято входить. Во-первых, не удобно, во-вторых, не принято.
А вот вакидзаси с самураем был всегда, даже во дворце сегуна. Его нельзя было обнажать во дворце под страхом смертной казни, но он был за поясом самурая, подчеркивая его статус.
Именно вакидзаси был фамильным мечом, его чаще украшали, в то время, как катана была обычно (если была) украшена очень скромно. На старых военных мечах вообще не было украшений. Даже цубы там были самые простые, без какого-либо намека на украшения.
Кроме вакидзаси, самурай мог использовать тидзакатану, при посещении императора, сегуна или даймё, владетельного князя. Это оружие имело клинок длиннее, чем вакидзаси, то есть от 60 см, но короче катана, то есть меньше 80 см, обычно они бывали 70 см длиной. Такая длина роднит ее с утигатаной, прямым потомком которой она и является. Носилась тидзакатаноа как и все гражданские мечи лезвием вверх, за поясом.
При этом, как правило, тидзакатана носилась одна, а не в паре с другим мечом и была очень богато, даже вычурно украшена, являя собой классический церемониальный меч.
Украшать мечи стали только в эпоху Эдо. Мирное время, спокойная жизнь способствовали превращению мечей из полосы науглероженного железа для убийства в произведение искусства.
Отдельно нужно сказать о действительно больших мечах. Их называли одати – большой меч. Это вариант дайто, где длина клинка была больше 90 см. Часто они не были боевыми клинками, а являлись либо церемониальными мечами, либо подношением храму.
Происхождение одати восходит к появлению в Японии длинных китайских мечей чандао. Эти двуручные мечи с длинной клинка от 120 см использовали отборные воины династии Мин для охраны полководца или как шоковые войска, которые применялись для того, чтобы переломить ход сражения в критический момент.
Японцам понравилась идея, и они переработали китайские образцы на свой манер, улучшив сам клинок и его практическое использование на поле боя.
Боевые одати никогда не использовались всадниками. Это оружие пехотинцев. Пик их популярности приходится на 14 – 15 вв. Обычно их носили за спиной, однако вынимали из ножен, сняв с себя меч, а не выхватывая его из за спины. Это не позволила бы сделать длина оружия.
В обычной жизни, если самурай путешествовал пешим, то за ним одати мог нести оруженосец, который и помогал выхватывать меч, держа в руках его ножны.
Клинки одати не делали широкие и толстые. Они были длинные и довольно тонкие, несмотря на это они достигали веса до 1,5 кг, а часто и больше.
Отдельно стоит сказать пару слов о полевом мече – нодати. Такие мечи, как правило, имели длину клинка от 110 до 130 см, и примерно 30 – 40 см на рукоять. рименялись они только для полевых сражений, одиночных схваток и никогда в помещениях или тесных улочках. Носили их часто просто в руках, иногда за спиной.
Владение нодати всегда было уделом лучших воинов, это оружие мастеров. Например, знаменитый мастер меча Сасаки Кодзиро носил именно нодати, но очень легкий, сделанный специально под него. Он достиг высокого умения в обращении с этим оружием, разрубая своим мечом на мосту пролетающих мимо ласточек.
С эпохи Эдо основным мечом самурая становятся катана и вакидзаси. Именно два меча являлись символами военного сословия, потому, что один короткий меч, вакидзаси, могли носить, например, торговцы. Запрет на огнестрельное оружие привел к обожествлению меча и появлению многочисленных школ, преподающих кендзюцу – искусство фехтования японским мечом.
Сами мечи становятся богато украшенными, тщательно выполненными в плане ковки, часто облегченными, по сравнению с эпохой Сенгоку. Появляется мода на тамэсигири – проверку рабочих качеств меча, которое выполняли на трупах, казненных или на живых преступниках. Мечам начинают приписывать свою волю и одушевлять их, чему свидетельство мечи Мурамаса, обладающие по преданиям черной волей и готовые погубить собственного владельца.
История мечей старой Японии закончилась с периодом, последующим за реставрацией Мэйдзи, возвращением всей полноты власти императору Японии.
Дальше был запрет ношения мечей, запрет на занятия кендзюцу, забвение многих школ меча и утрата преемственности в изготовлении клинков и умении ими пользоваться.
Все поменяется в конце 19 века, когда растущая Япония приступит к захвату новых земель и милитаристам потребуется идеологическое обоснование своих притязаний на соседние земли.
Вот тогда снова вспомнят о самураях, мечах и школах кендзюцу. Но это уже совсем другая история.
Старые мечи самураев, самураи и кендзюцу Японии времен сегуната закончилось после отречения последнего сегуна из клана Токугава в середине 19 века.