Обучение владению катаной
Учителя кендзюцу у самураев в средневековой Японии ⚔.
В Японии были давние традиции обучения искусству владения мечом мастерами меча своих учеников. Начиная с эпохи Нара, в Японии появляется небольшая прослойка людей, которая обучала владению мечом для войны и гражданской жизни. Искусство владения мечом пришло в Японию из Китая, где издревле существовали школы, обучающие владеть клинком.
Впрочем, в Японии они приняли формы, изначально сильно отличающиеся от китайских. Во-первых, во времена эпохи Нара и Хэйян в Японии изучали искусство меча исключительно аристократы. Во-вторых, в Японии в целом царил мир, войн, тем более крупных не велось. А если случалась война, то основным оружием были лук и стрелы, но не меч.
Начиная с эпохи Муромати, меч как оружие выступает на первый план. Особенно в гражданской жизни. Неспокойная эпоха породила преступность в Японии. И если пришедшие к власти самураи мирное население старались не трогать, то многочисленные разбойники и бандиты особо не церемонились ни с кем.
На этот период приходится начало расцвета японских школ кендзюцу, обучающих владению мечом и основам фехтования. Основной расцвет кендзюцу придется на период Сэенгоку, войну всех против всех. В то время мастера меча, обучающие других были востребованы, как никогда.
Уже во времена Муромати сложились общие положения, определяющие взаимоотношения учитель меча – ученик в Японии.
У хорошего мастера меча не могло быть много учеников. Иногда один, чаще двое, очень редко трое. Если учеников было больше, такой учитель вызывал у знающих людей только усмешку, они справедливо считали, что он рвач, не желающий передавать по-настоящему свое мастерство тем, кого учит.
Взаимоотношения часто строились на возмездной основе, не всегда чисто денежной, но в ряде случаев известные мастера меча не брали никаких денег.
Цукахара Бокудэн не брал денег со своих учеников, хотя одним из них был сегун Асикага Уситэру. Миямото Мусаси также не брал ничего со своих учеников Тэрао Магонодзё, его младшего брата Тэрао Кюманосукэ и Фурухаси Содзаэмона. Зато им он сам оставил в наследство свою школу кендзюцу Нитэн Ити-рю, школу фехтования двумя мечами.
Сасаки Кодзиро тоже не брал денег со своих учеников в своей школе Ган-рю. Он мог себе это позволить, потому что его и основанную им школу кендзюцу спонсировал князь провинции Бундзен по имени Хосокава Тадаоки.
Во взаимоотношениях учитель ученик слово мастера меча было незыблемым и его авторитет был необсуждаем. Во многом, это обуславливалось традицией, во многом здравым смыслом, потому, что учитель был старше, больше успел повидать в жизни, много раз применял меч на практике, часто воевал во многих битвах и побеждал во многих поединках.
Крут был и Ягю Мунэеси, отец знаменитого мастера меча Ягю Мунэнори, сам тоже знаменитый мечник. Имея вспыльчивый нрав часто прикладывал деревянным мечом нерадивых учеников. Да и сам Ягю Мунэнори был безжалостен и жесток, как на тренировках, так и при исполнении обязанностей первого советника сегунов клана Токугава. Однажды, на тренировке он выбил глаз своему сыну Ягю Дзубею.
Одной из стандартных практик учителя было напасть на своего ученика врасплох и хорошенько огреть его деревянным мечом. Напасть учитель мог где угодно: вовремя сна, на прогулке, за едой, за умыванием или в туалете.
Несмотря на кажущуюся жестокость это имело здравый смысл. Времена были темные, жестокие. Враги не дремали и старались застать самурая в самом неудобном для обороны положении, а потому постоянная привычка быть настороже, и умение отразить неожиданный и подлый удар были как никогда нужны и востребованы.
Сам принцип обучения самураев был построен от простого к сложному. Сперва ученик осваивал наиболее простые навыки – как держать меч, как наносить удары, как шагать. Это достигалось методом многократного повторения. Учитель не переходил к следующему упражнению, пока ученик в совершенстве не овладевал тем приемом, который изучал. Такой способ обучения закладывал навыки на подсознательном уровне, так что забыть и потерять их было совершенно невозможно.
Для лучшего запоминания мастер меча старался основные фехтовальные навыки приблизить к повседневным и естественным движениям. Нужно научиться бить мечом с замаха? Отлично, подойдет движение, применяемое для рубки дров. И у учителя дрова нарублены, и ученик научился в совершенстве бить мечом.
Это во многом экономило врем на обучение. Впрочем, никто не старался быстро научить самурая фехтованию мечом. По сегодняшним меркам это был достаточно неспешный процесс. Терпение – один из добродетелей самурая, который нещадно эксплуатировался мастерами меча. Для постижения науки фехтования самураям требовалось время, терпение и упорство.
Два ученика были удобны учителям фехтования потому, что из них можно было составить пару для отработки фехтовальных фраз. Мастер меча показывал прием фехтования, сперва быстро, потом несколько раз медленно, ученики должны были повторить. Когда повторить они могли, учитель шел заниматься своим делом, а ученики в паре отрабатывали прием до полного закрепления. Периодически, учитель смотрел, что они делают и поправлял.
Проверка знаний и умений была проста – учитель бил неожиданно и в полную силу, а ученики должны были показать выученный прием. Если не показывали, деревянный меч учителя попадал по ученику. Иногда сильно. Впрочем, в тогдашней Японии это был стимул научиться технике фехтования, чтобы потом не пропустить удар уже не деревянного меча своего учителя, а настоящего стального меча какого-нибудь разбойника.
В зависимости от уровня ученика, учитель фехтования начинал учить его тактике и стратегии боя. Нужно было уметь мгновенно оценивать обстановку, избегая боя с сильным противником, и немедленно наносить удар, если противник был слабее. В отличие от придуманных в 19 веке книжных самураев, настоящие не брезговали ударить в спину или предать.
Одним из излюбленных приемов было устроить засаду на пути к месту поединка и подло нанести удар, из кустов. Например, Миямото Мусаси часто делал именно так. Победи великого – и сам станешь великим – было одним из лозунгов тогдашних самураев. А в таком деле, все средства хороши.
Мастер меча так же обучал своего ученика психологии боя. Это было не менее важно, чем умение рубить мечом. В какой момент нужно выхватить меч. Когда можно ожидать противника. Как вести себя, чтобы на тебя не напали. Когда показать силу, когда слабость.
Иайдо – искусство нанесения мгновенного сокрушительного удара мечом на выхвате, подразумевало не только само умение, но еще и четкое понимание, когда и против кого обнажать меч. Иначе, при излишней паранойе, самурай рисковал зарубить не врага, а простого торговца на рынке, когда ему покажется, что тот хочет на него напасть.
Признанным мастером и основоположником иайдо был Цукахара Бокудэн. Именно он сформулировал основные принципы этого направления японского фехтования.
Обучение таким моментам как психология нападения, предвиденье возможности неожиданной атаки со стороны противника – все это входило в продвинутое обучение самураев у своего учителя. Разумеется, это давалось далеко не всем.
Не стоит преувеличивать и умения тогдашних самураев. Большая их часть хорошо, если умела выхватывать меч. Несмотря на обилие школ кендзюцу, их количество было ничтожно для тогдашней Японии, а продвинутых мастеров меча можно было пересчитать по пальцам. И далеко не все они кого-то учили искусству фехтовать катаной.
Расцвет школ меча пришлось на период Сэнгоку, период воюющих провинций. После установления сегуната клана Токугава и наступления эпохи Эдо, количество школ начинает уменьшаться, часть из них идет в русле политики сегуна, переходит на безопасные формы обучения чанбарой и синаем, исключает поединки на мечах и боккенах, поединки между учениками разных школ, часто переходящие в побоища.
Именно в период Сэегоку жили и преподавали такие легендарные мастера меча как Цукахара Бокудэн, Ягю Мунэнори, Сасаки Кодзиро и Миямото Мусаси.
В эпоху Эдо, сами школы становятся источниками академического знания, боевые навыки постепенно исчезают, заменяясь безобидной внешней формой. По этому пути пошли такие школы как Ягю Синкаге-ри, Итто-рю, Катори Синто-рю, Нитэн Ити-рю и некоторые другие.
Те школы, которые не смогли перестроиться, были лишены поддержки сегуна, испытывали административное давление и исчезали. Некоторые быстро, некоторые постепенно.
Сами навыки, передаваемые учителями ученикам, начали выхолащиваться, превращаясь в некотором смысле в танец с мечом, лишенный реальной боевой составляющей. Эпоха Эдо знаменовала собой упадок старых школ корю, а последующая революция Мэйдзи, по сути, поставила на них большой крест.
Отчасти их возрождение произошло уже в 20-м веке, на совершенно других принципах и с совершенно другим результатом. Но это уже другая эпоха и другие школы, описание которых требует отдельной статьи.