Не травмаопасные мечи
Создание чанбары для безопасного обучения фехтованию⚔.
Чанбара – это легкий, не травмаопасный меч для обучения японскому фехтованию. Применение таких тренировочных мечей позволяет отказаться от тяжелой защиты, и использовать только легкий шлем и перчатки с накладками на пальцы.
Расскажем, когда и как появилась чанбара, как проходило ее развитие и какие перспективы у нее в сегодняшнем японском фехтовании.
Самый простой прототип чанбары был известен в Японии с древнейших времен, как только появился меч. Это палка, обмотанная тканью, для смягчения ударов. Такие тренировочные мечи известны были еще со времен эпохи Нара.
К слову, они пришли в Японию из Китая, через Корею, где такие предметы использовали для обучения воинов искусству владеть мечом.
Ударом по воздуху можно научить, используя боккен, или даже настоящий меч. Но как научить правильно вести бой с настоящим противником, а не по воздуху «бой с тенью»? Только используя реальные удары по противнику. А это всегда сопряжено с риском если не убить, то основательно покалечить соперника.
Выходом стало использование боккенов, обмотанных тряпками. Однако, этот метод не нашел много последователей. В эпоху Камакура, Мурамати и тем более Сэнгоку, нравы были грубые, и никого не интересовало, получил ученик травмы, или нет.
Учителя и ученики всех школ кендзюцу, наотмашь лупцевали друг друга не то, что боккенами, а случалось и настоящими острыми мечами. Учитель бил ученика наотмашь в любое время, в том числе исподтишка, или в туалете. Ученик платил тем же, иногда несколько учеников нападали на учителя.
Смертельные случаи на тренировках не были редкостью. Один из великих мастеров меча Сасаки Кодзиро, несмотря на выдающиеся фехтовальные умения, имел репутацию жестокого учителя, потому что своими ударами во время обучения в его школе Ган-рю убил далеко не одного ученика.
Отработка приемов на спаррингах тоже была достаточно опасным занятием, потому, что вошедшие в раж самураи далеко не всегда могли остановиться
или дозировать илу свих ударов.
Однако, пока в Японии шла война всех против всех, никого не волновали такие вещи. Одним покалеченным или погибшем самураем больше, одним меньше.
Впервые, о безопасности фехтования задумался великий мастер меча Ягю Мунэнори. Он с детства обучался у своего отца, великого мечника Ягю Мунэеси в его школе кендзюцу, Ягю Синкаге-рю. Отец обучал его жестко, подчас жестоко.
Ягю Мунэнори помимо своих фехтовальных умений, активно занимался государственными делами при третьем сегуне Токугава Иэмицу. Дела он вершил безжалостно. Не делал он поблажки и в своей семье.
При обучении искусству владения мечом своего сына Ягю Дзубея, он на тренировке боккеном выбил ему глаз. Мальчик ослеп на один глаз и носил черную повязку всю жизнь, что не помешало ему стать одним из великих мастеров меча в истории Японии.
Это происшествие сильно повлияло на Ягю Мунэнори, заставив серьезно задуматься о безопасности проведения тренировок. Второй причиной стало то, что ему нужно было обучать сегуна фехтованию. Но как качественно обучить сегуна, если не проводить с ним спарринги. А проводить спарринги подыгрывая, было запрещено.
Итогом раздумий было создание прообраза чанбары. Относительно легкой и прочной бамбуковой палки с намотанными вокруг нее тряпками, достаточными, чтобы можно было нанести удар в полную силу, не беспокоясь о самочувствии противника, и достаточными, чтобы он почувствовал сильный дискомфорт при ударе. Такой эффект давал невольное желание защититься от ударов, тем самым автоматически совершенствуя защиту.
Ягю Мунэнори, будучи первым советником сегуна Токугава Иэмицу, произвел реформу школ кендзюцу. Ученикам школ запрещались поединки друг с другом, и с учениками других школ, кроме как на чанбарах.
Контактное обучение нужно было вести только на чанбарах. Те школы кендзюцу, которые не прислушивались к мнению Ягю Мунэнори, были лишены благосклонности сегуна, в отдельных случаях их закрывали.
Ведущие школы Катори Синто-рю, Итто-рю и Ягю Синкагэ-рю, безропотно выполняли это распоряжение. Итогом стало распространение филиалов этих школ по всей Японии. До сегодняшнего дня это крупнейшие школы корю – старого японского фехтования мечом.
В середине 17 века была изобретена маска, схожая с современной маской кендо и придуманы доспехи из кожи, частично повторяющие доспехи самурая. Для спаррингов эта защита позволяла использовать изобретенный в конце 16 в. меч из бамбуковых полос хикихада, прообраз современного синая.
Большая часть школ кендзюцу перешла на использование синая и кожаной защиты и так продолжалось до конца 20 в.
В конце 1970-х годов в Японии возникла мода на самураев и поединки на катана. Но, далеко не все желающие фехтовать хотели обучаться в кендо, с одной стороны, из-за множества правил и ограничений, присущих этому виду фехтования, с другой стороны, из-за нежелания таскать громоздкую и увесистую защиту.
Так возник Спаочан – спортивная чанбара. Энтомология слова – чанбара - тямбара – боя на мечах. А спочан – спортивная чанбара.
Его создателем (а точнее тем, кто возродил чанбюару) считается Тэцундо Танабэ. Его бюрат имел охранное агентство и перед ним встала задача безопасно и эффективно обучить своих сотрудников бою на палках. Тэцундо Танабэ предложил использовать первые варианты его чанбары.
Путем проб и ошибок был создан действительно безопасный вариант тренировочного оружия.
Сам меч представляет из себя относительно твердую основу, на котором крепится слой мягкого пружинящего материала, обтянутый несколькими слоями прочной ткани. Держится он за рукоять, так же обернутую тонким слоем поролона.
Меч легкий, относительно прочный и совершенно безопасный, даже при негуманных ударах. Им сложно поставить даже синяк, хотя сам удар отлично ощущается в виде шлепка по телу.
Для детей сейчас используют надувные чанбары, которые абсолютно безопасны, хотя и не дешевы. В резервуар в форме длинного тонкого цилиндра под давлением закачивают воздух, из-за чего он становится прямым и отлично держит форму. Нанести им травму невозможно в принципе.
Защиты как таковой не требуется, только легкая кожаная маска с пластиковой прозрачной защитой лица и демпферами на висках и темени и перчатки с накладками, для защиты пальцев.
Именно Тэцундо Танабэ были сформулированы первые правила этого фехтования. Используется три основных вида оружия: кинжал танто (45 см), короткий меч кодати (60 ми) и длинный меч текен (100 см).
Сам бой проходит на площадке размером 6 на 7 м. Правил как таковых нет, бить можно куда угодно, кроме паха.
Попадание фиксируется визуально судьями. Кто первый попал, тот и выиграл. В целом это логично, потому что первое сильное попадание мечом было в реальности последним.
Сегодня чанбара и спочан – отличная возможность фехтовать где угодно, не обременяя себя тяжелыми доспехами и оружием. Не травмаопасные мечи позволяют отрабатывать любые приемы фехтования и не требуют даже спортивной фехтовальной защиты.
Загородный участок, берез реки, пикник на природе, парк, спортивная площадка – все это отлично подойдет для японского фехтования чанбарой, или для изучения приемов кендзюцу.
Пара легких мечей (а кодати всего 60 см длинны) и пара масок с мопедными перчатками – и вы уже готовы к фехтованию.
И никаких фехтовальных курток, набочников, жесткостей и тяжелых фехтовальных масок. Особенно это подходит детям, которым часто тяжело носить на тренировке тяжелую защиту для спортивного фехтования. Никаких синяков и море удовольствия. Не удивительно, что чанбара и спочан активно развиваются сегодня во всех странах мира. На сегодня, это один из наиболее динамично развивающихся видов не спортивного фехтования.