Техника владения катаной
Школа японского фехтования Katana Club учит мечу ⚔.
Владение мечом у самураев имеет давние традиции. Меч, как признак статуса самураев появился в эпоху Хэйян, тогда же появился и прототип того японского меча, который мы знаем – военный меч тати. Несмотря на то, что основным оружием тогда был большой лук о-юми, а сам самурай был конным лучником, меч оставался во многом статусным оружием, а потому обучение основам владения мечом всегда входило в необходимые умения воина.
Изначально фехтовальное искусство пришло в Японию вместе с буддизмом из Китая, и центрами первых прото-школ меча были, как раз крупные монастырские центры буддизма, расположенные в провинциях Касима и Катори.
Эти навыки владения мечом положили начало формированию основных школ кендзюцу, которые развивали и дополняли имеющиеся техники фехтования катаной.
Примерно со времен Муромати в сознании самураев происходит закрепление меча, как основного оружия. Это связано, во-первых, с повышением статуса самураев, которые во времена Камакура захватили власть в стране и создали правление военной хунты, во главе с сегуном, а во-вторых, с изменившимися условиями внутри самой Японии.
С середины периода Муромати начинается ослабление власти сегуната и все большее количество внутренних войн и мелких вооруженных конфликтов, когда все решало умение владеть оружием, то есть мечом.
Сословие самих самураев беднеет и раскалывается на владетельных богатых самураев, имеющих землю и отряд воинов и тех, кто даже и лошадью не владеет. Для таких воинов два меча – по сути их основное оружие и показатель статуса. Ведь без лошади лук не особенно нужен, если нет большой войны.
Зато малая война велась непрерывно. Японию наводнили толпы разбойников, военные шайки ронинов или просто самураев-грабителей, воинственных монахов или просто вооруженного сброда.
В таких условиях владеть мечом – возможность выжить. Есть потребность, возникает предложение, все в духе рынка. В это время в Японии начинают появляться многочисленные школы меча, обучающие, как самураев, так и простолюдинов. Например, школа Катори Синто-рю обучала не только представителей самурайского сословия, но и всех желающих.
Впрочем, до конца 16 века умелый и сильный человек любого сословия мог при удаче стать самураем.
В школах кендзюцу ученики получали базовые принципы владения мечом, которые могли помочь при защите своей жизни и жизни близких в сложных ситуациях. Основа обучения, это не дуэльные навыки, как в Европе, а чисто прикладной элемент по применению меча в бытовых ситуациях в гражданской жизни. Или при малой войне: засадах, набегах, грабежах неприятелей, разведке и т.д.
Как раз для отработки решений именно в таких ситуация и создавались школы кендзюцу и учеников натаскивали наработке навыков именно такого владения мечом, а не чинному вытаскиванию меча и академического фехтования им.
Опасность была повсюду даже в бане фурако и туалете! Кстати, один из любимых приемов самураев и ниндзя, это подкараулить жертву именно в туалете.
Учителя обучали достаточно жестоко и охотились с боккенами, за учениками, которыми старались со всей силы неожиданно ударить в самых неподходящих местах. Некоторые мастера не стеснялись избивать своих учеников вплоть до летального исхода. Известны случаи, когда глава школы кендзюцу заставил своих учеников биться до смерти, чтобы его школу унаследовал победитель.
Бесконечное повторение было основой обучения приемам фехтования. Чтобы наработать технику выполнения до автоматизма, ученик должен был правильно выполнить каждый прием кендзюцу более 6000 раз. Это требовало от него сосредоточенности и упорства.
Основные приемы владения мечом сводились в фехтовальные фразы, которые могли помочь в определенных типовых ситуациях при встрече с врагами. Например – опасность впереди, опасность сбоку, опасность сзади. Врагов несколько впереди, враг впереди и сбоку, враг впереди и сзади и т.д. Такие типовые приемы называются ката и являются основой обучения японскому мечевому бою.
Для гуманизации процесса обучения изобретали специальное тренировочное оружие. Сперва это были фукуро-синаи – тренировочные мечи, сделанные из полос бамбука и обшитые кожей. Они используются до сих пор в ряде школ кендзюцу. После них в начале 17 века были изобретены чанбары, более мягкий вариант фукуро-синая, где на бамбук еще накручивались ткань в несколько слоев, и только потом уже тренировочный меч обшивался кожей, что позволяло, сделать наносимые удары не травмирующими, но при этом иметь возможность бить во время спаррингов в полную силу.
В середине 17 века для контактных тренировок начинает использоваться и защита. Сперва появляются специальные шлемы и перчатки, которые защищали уязвимые места при спарирнгах. Это защита называлась малый богу. Уже значительно позже, во второй половине 18 века начал использоваться полный богу, в виде шлема, перчаток, полу-кирасы для защиты груди и набедренников. Все это позволяло уменьшить травматизм при отработке приемов владения мечом.
Сегодняшние школы кендзюцу, обучающие японскому мечу в Японии, да и в России переняли основные принципы старых школ корю, естественно убрав всю ненужную жестокость из процесса обучения.
Школа японского фехтования Katana Club старается сохранить принципы и наработки именно старых школ кендзюцу , которые закладывали в процесс обучения не только отработку приемов в виде ката, но и практическое применение их в поединках, в спаррингах. У нас неизменным остался характер обучения, направленный на закрепление полученных навыков в тренировочном бою с реальными партнерами, а не только выполнении приемов мечом по воздуху.
Мы обучаем трем большим блокам владения мечом, которые были и в старых школах.
Во-первых, это одиночное овладение азами японского фехтования, когда ученик изучает стойки, удары, защиты, простые перемещения, изучает выхватывание меча и вкладывание его в ножны, учит простые ката. Все это ложится в основу его базовых навыков фехтования японским длинным и коротким мечом, которые будут использоваться и дополняться в дальнейшем. Итоговым умением на этом этапе можно считать осмысленный бой с тенью у ученика.
Во-вторых, после первого этапа идет изучение приемов Фехтования в парах с партнером, сперва на месте, потом в движении. На этом этапе нарабатываются необходимые навыки глазомера, координируются движения рук и ног, которые работают не сами по себе, а подстраиваясь под действия партнера, то есть в зависимости от изменения боевой обстановки. Итоговым умением тут можно считать парную работу мечами с выполнением различных фехтовальных приемов – рипостную игру.
В-третьих, обязательным блоком являются спарринги, которые проводятся как между учеником и учителем, так и между учениками на коротких и длинных японских мечах. Во время этих спаррингов ученики должны показать умение владеть мечом, выполнять изученные в двух первых блоках фехтовальные приемы в тренировочном поединке и уметь применять знания и навыки на практике. Спарринги проводятся в виде боев по заданию, тренерских боев и свободного боя, когда единственным критерием является победа над соперником по очкам. Итоговым умением можно считать использование в поединке навыков владения японским мечом, полученных на занятиях.
Наша школа кендзюцу не придерживается жесткого давления на учеников при обучении. Наоборот, мы исповедуем принцип – обучение через удовольствие, обоснованно считая, что он дает гораздо лучшие результаты, чем принуждение. Чему живой пример - отзывы наших учеников о Katana Club.
Мы открыты для всех – взрослых и детей, мужчин и женщин, подростков и тем, кому за 50. Наши учителя являются дипломированными тренерами по фехтованию РГУФКСМиТ и смогут гарантированно научить вас владеть японским мечом. Главное – желание и немного упорства с вашей стороны. Вы можете позвонить нам по телефону +7926 424-10-21 или оставить заявку у нас на сайте.