Техника владения катаной
Школа кендзюцу Katana Club учит приемам владения мечом ⚔.
Школа японского фехтования Katana Club проводит обучение технике владения двуручным мечом катаной и о-катаной в самом центре Москвы взрослых и детей, мужчин и женщин, новичков и тех, кто уже что-то умеет.
Фехтование двуручным мечом зародилось в Японии достаточно давно, еще в эпоху Хэйян. Само искусство кендзюцу пришло из Китая, и вместе с буддизмом и сначала было сконцентрировано вокруг храмовых комплексов.
Позже, многочисленные школы меча распространили его по всей Японии. В эпоху воюющих провинций двуручный гражданский меч самурая, катана, лег в основу приемов фехтования холодным оружием.
Японцы в эпохи Хэйян, Муроамти и Сэнгоку имели достаточно развитый ламеллярный доспех, чтобы обходиться без щита, зато это открывало для них возможность в пешем бою использовать не одноручное, а двуручное оружие.
Удар по врагу двуручным оружием гораздо более сокрушительный, чем одноручным. Удержание меча двумя руками резко сокращает возможность выбить его из рук, убрать с линии атаки батманом или сделать завязывание.
Уколы длинным двуручным мечом, за счет жесткого хвата подобны уколам короткого копья.
Двуручный меч, несмотря на свой вес, за счет хвата рукояти двумя кистями рук гораздо быстрее и поворотливее, чем одноручный клинок.
Защиту, взятую клинком с двуручным хватом намного сложнее проломить грубой силой, чем оружие, удерживаемое одной рукой.
Наконец, двуручный меч можно сделать длиннее, и вы получите преимущество расстояния в схватке с врагом у которого более короткое оружие.
Все эти выгоды были отлично известны самураям, и они активно ими пользовались.
Несмотря на утверждения, что в Японии мечи были плохого качества, это в целом не так. Железистый черный песок, содержащий магнетит позволял выплавлять науглероженное железо достаточно высокого качества, без примесей фосфора и серы. Его превосходил только индийский вутц.
Это давало кузнецам делать достаточно длинное и не слишком тяжелое оружие приемлемого для войны качества, а отдельные образцы, предназначенные для знати, имели потрясающие характеристики.
Японский двуручный меч: катана, утигатана, о-катана или нодати были совершенны в своем утилитаризме – ничего лишнего, все приспособлено только для убийства врага и собственной защиты.
Небольшая гарда – цуба, несмотря на свои размеры надежно защищала кисть руки, при этом не цеплялась за одежду или элементы сбруи, если воин ехал верхом. По это то японский двуручный меч и не имеет перекрестья с усами – квилонами, характерным для западноевропейских мечей и дуэльных шпаг.
Кроме больших мечей – одати или нодати, которые носились за спиной, или на плече, все остальные двуручные мечи носились за поясом, как правило лезвием вверх. Если самурай ехал верхом, то меч имел другой подвес по типу европейского сабельного, который крепился к поясу и клинок свисал острием вниз.
Длинна двуручного оружия была оптимальной, чтобы мгновенно извлечь его из ножен и нанести сокрушительный удар по врагу.
Обучение мечников владению длинноклинковым оружием осуществлялось на основе трактатов по фехтованию, написанных известными мастерами меча. Наиболее знаменитым является Хейхо Кадэн Се, написанный великим фехтовальщиком и политическим деятелем Ягю Мунэнори. Вторым по значимости идет труд Го Рин но Се, написанный непревзойденным мастером двуручного меча Миямото Мусаси.
Те, кто сегодня обучает владению японским мечом учеников, обязательно ориентируются на эти фехтбухи.
Обучение владению двуручным мечом новичков в современных школах кендзюцу, таких, как Katana Club, проходит через несколько обязательных этапов. В самом начале новичку показывают, как правильно держать меч, в каких стойках стоять.
Основных стоек в японском фехтовании пять. Это: Дзидан но камаэ, Чудан но камаэ, Гедан но камаэ, Хассо но камаэ и Ваки но камаэ. Они соответствуют воде, ветру, огню, металлу и дереву. Стоит отметить, что они в точности (кроме названий конечно) повторяют стойки с двуручным мечом из германских трактатов по фехтованию.
После освоения самых азов работы с катаной, ученику добавляется динамика в одиночные упражнения. Его учат наносить удары мечом и брать защиты.
Основные удары двуручным мечом японцы наносили по голове (мэн), корпусу (до), рукам (котэ), ногам (аши) сверху-вниз (отоси) или снизу-вверх (агэ), прямые (маэ) или боковые (ёко), рубящие (гири) или колющие (цуки).
Эти удары точно также в целом повторяют удары, описанные в европейских фехтбухах, посвященных двуручному мечу.
После освоения простых ударов, в Katana Club обучают ударам с действием на оружие, то есть, например, батманам (нагаси вадза) или захвату/завязыванию (маки вадза) вражеского клинка.
Вопреки распространенному мнению, японским двуручным мечом, как рубили, так и кололи и сложно сказать, чего в реальности было больше.
Статичная отработка на месте дополняется простыми одиночными перемещениями для постановки работы ногами (аши сабаки) при выполнении фехтовальных приемов.
Основные одиночные упражнения с двуручным японским мечом проходят в рамках баттодо. После освоения этой части фехтования, начинается парная работа с партнерами и тренером для обучения приемам с катаной в статике и динамике.
На этом этапе большую роль играет обучение сохранению расстояния между партнерами в паре и правильная отработка приемов в движении. Эти навыки нарабатываются в рамках синкендо. Для всех этих упражнений используются тренировочные габаритные копии пластиковых японских мечей.
Сперва ученики тренируют простые приемы и линейные перемещения, позже добавляют движения взад-вперед (усиро аши – мае аши) и уклонения вбок (хираки аши) во время атак (сэн) и защит (укэ).
Еще одной ступенью обучения являются различные виды спаррингов, в которых на практике отрабатываются изученные приемы фехтования двуручным мечом катана. Это происходит в рамках такой дисциплины японского фехтования, как спочан.
Они проводятся на тренировочных не травмоопасных длинных японских мечах чанбара, называемых текен. Их изобретение относят к началу 17 века и приписывают знаменитому мастеру меча Ягю Мунэнори.
В Katana Club проводятся различные варианты спаррингов с учениками: бои по заданию (ути коми гейко), применение изученных приемов в свободной последовательности (дзю вадза) и свободный бой (дзю кумитэ).
Для защиты ученика и тренера применяется защита для японского фехтования – легкий шлем с прозрачной маской и перчатки с пластиковыми накладками.
Спарринги позволяют оценить практические навыки ученика во владении катаной, понять пробелы в его обучении дать возможность ему почувствовать, что реальный противник в поединке не поддается, а наоборот противодействует.
Все вместе это позволяет сформировать у ученика навыки владения двуручным мечом за достаточно короткое время.
В Katana Club обучение проводят профессиональные тренеры по фехтованию, закончившие РГУФКСМиТ и имеющие большой опыт преподавательской работы с японскими мечами.
Мы обучаем владению двуручным японским мечом всех желающих. Главное – искреннее стремление научиться технике и приемам с японским клинковым оружием. Девиз Katana Club – обучение через удовольствие, время на наших занятиях пролетает незаметно, ведь вы учитесь без принуждения и тому, что вам искренне нравится.
На нашем сайте вы можете записаться на занятие заполнив простую анкету, или позвонить нам по телефону +7(926)424-10-21 или написать по этому номеру в WhatsApp.