Право самурая убить простолюдина
Школа обучения кендзюцу Katana Club отвечает на вопросы ⚔.
Кирисутэ гомэн (или бурэй ути) – это право самурая убить представителя более низкого сословия в случае оскорбления, и не понести за это наказания.
По-японски это значило (斬捨御免 ) разрешение разрезать и уйти, то есть нанести удар и пойти своей дорогой. Но не все было так просто.
Самурай мог зарубить нижестоящего на социальной лестнице самурая, крестьянина, торговца или горожанина не по своей приходи, а только за наглое поведение, преднамеренное нападение, создание преднамеренных помех движению, грубые высказывания, оскорбления, угрозы в адрес самурая.
Самурай мог это сделать только немедленно после оскорбления, мог нанести только один удар катаной по оскорбившему и только в присутствии свидетелей (хотя бы одного), лучше из самураев. Свита самурая свидетелями не считалась.
Обычно на публичное оскорбление самурай сперва требовал публичного извинения, и только в случае его отсутствия пускал вход меч.
Оскорбивший имел право защищаться коротким мечом вакидзаси, а они были у значительной части населения Японии, включая горожан и торговцев.
Были случаи, когда самурай, вынужденный нанести удар, чтобы не потерять чести в глазах окружающих, но не желавший убийства давал свой короткий меч вакидзаси, чтобы незадачливый оскорбитель мог защититься.
Если человек, при свидетелях оскорбивший самурая сбежал, а тот не захотел совершить кири сутэ гомэн, то самурай считался потерявшим честь, и восстановить ее он мог только найдя обидчика. и расправившись с ним.
После кири сутэ гомэн самурай должен был немедленно сам пойти к местным властям и заявить об акте применения меча.
Если он этого не делал, то рассматривался, как убийца. Местные власти отбирали у него мечи (что было само по себе позором для самурая) до окончания расследования и на 20 дней сажали его под домашний арест. После чего дотошно расспрашивали всех свидетелей для выяснения истины.
Если свидетели показывали факт оскорбления, через 20 дней самураю возвращались мечи и кири сутэ гомэн признавался законным.
Если же свидетелей не было, или они рассказывали историю отличную от рассказа самурая, то его ждала смертная казнь, очень редко сэппуку, его клан – поношение и презрение, а его семью позор и изгнание.
Если самурай сбегал до истечения 20 дней из-под домашнего ареста, то он объявлялся виновным и его ждало суровое наказание, даже в случае его правоты.
Запрещалось применять кири сутэ гомэн к врачам, повитухам, акушеркам и некоторых случаях учителям. Например, врачи могли безнаказанно перебегать дорогу или мешать проезду самого сегуна, потому что считалось, что они торопятся к больному и спасают жизнь.
Вообще говоря, совершая кири сутэ гомэн, самурай очень сильно рисковал и своей жизнью, и положениями своей семьи и клана. Так, что оскорбление должно было быть реальным. Просто так рубить головы направо и налево по своей приходи самурай не мог.
Вы можете прочитать больше статей по истории самураев, великих мастеров меча и традициям обучения кендзюцу у нас на сайте школы японского фехтования Katana Club.