Длинный гражданский меч самурая
Школа обучения кендзюцу Katana Club отвечает на вопросы ⚔.
Катана – это длинны японский меч, который самураи носили за поясом лезвием вверх вместе с кротким мечом, вакидзаси.
Написание иероглифами (刀) обозначает дайто, длинный меч. Однако, стоит заметить, что начиная с эпохи Хэйян любой длинный меч воинов (буси) называли катаной.
Катана, такой, как мы ее знаем сложилась достаточно поздно, уже в эпоху Сэнгоку, когда самураям потребовалось оружие в гражданской жизни, для нападения и защиты, потому что таскать военный меч тати, подвешенным к поясу специальным креплением (аси), как сабля было в быту очень неудобно.
Гражданский вариант длинного меча, обращению скоторым самуураи изучали в додзе, предполагал закаленную режущую кромку, заточенную часто в бритву, относительно простые ножны (сая) без накладок сайядзири и семегане, и наличие шнура сагео, которым ножны привязывались к телу самурая.
Кроме того, рукоять (цука) у катаны как правило отличалось меньшим изгибом.
Размеры катаны широко варьировались и обязательно подбирались под ее владельца. Обычно, они бывали от 85 см, до 105 см.
Эти размеры очень относительные, бывали мечи как больше, так и меньше этого размера. Обычно, более длинные мечи назывались о-катана (большая катана).
Качество длинных японских мечей было сильно разное, но примерно соответствовало тому, что делали в Китае и Европе. Были катаны из изумительной стали для знати, и простой ширпотреб для воинов.
Однако, за счет более чистого исходного сырья, железистого песка, содержащего магнетит без примесей серы и фосфора, качество мечей было весьма высоким.
Использовать длинные мечи и обучаться кендзюцу могли только воины, буси. Однако, во времена войны всех против всех катану часто носили далеко не только воины. В эпоху Сэнгоку длинный меч носили далеко не только самураи. С установлением сегуната Токугава, катана стала одним из признаков самурая.
Вопреки распространенному мнению, самурай не носил катану с собой постоянно. Приходя к сюзерену, или в гости, он оставлял ее в прихожей, на специальной подставке. А вот второй меч, вакидзаси всегда бы с самураем, даже во дворце сегуна.
В отличие от вакидзаси, катану достаточно редко украшали, ведь фамильным мечом была не она, а вакидзаси. Поклонение мечу как божественному существу началось только в эпоху позднего Эдо, и то больше на словах.
Во времена Сэнгоку никто и не думал этого делать, меч был утилитарным оружием, лишенным сверхъестественных качеств.
Если сам клинок обычно полировали, то хвостовик, на который крепилась цуба и цука – никогда. На нем мастер оставлял свое имя. И кроме того, на нам при испытаниях тамэсигири ситока оставлял отметки, сколько трупов перерубил этот меч.
Вы можете прочитать у нас на сайте школы японского фехтования Katana Club различные статьи по истории оружия самураев, великих мастеров меча и традициям обучения кендзюцу.