Фехтования в нашей стране

История советского и российского фехтования в 20-21 вв. ⚔

Советской России после Октябрьской революции в целом досталось небогатое наследство в области фехтования. Отсталая царская империя не рассматривала фехтование как спорт или приятное времяпрепровождение. В Европе или в Японии умение владеть мечом было не только престижным умением, но и возможностью защитить свою жизнь и честь.

Фехтование в царской России носило сугубо прикладной характер для офицеров и юнкеров

Фехтование раапирой в царской России

Обучение фехтованию до революции в царской России было слабо распространено и им занималось ничтожное количество людей

Обучение фехтованию до революции

Фехтованием в России до 1917 года занимались в основном военные, развитие началось с правления Александра 3

Фехтование в России до 1917 года

В Московии фехтованию не уделял должного внимания, его качество было низким. Царь Иван 3 прямо под страхом смертной казни запрещал своим воинам поединки с татарами литовцами и поляками. Причина проста – поединки московиты позорно проигрывали.

При Петре 1 и его последователях защита чести посредством дуэли была запрещена под страхом смертной казни. Такой подход не способствовал развитию фехтования. В Российской Империи не было ни хороших фехтовальщиков, ни школ фехтования, ни теоретических и методических трудов по владению клинком.

Обучение фехтованию на саблях в парах на занятиях в зале в царские времена

Обучение фехтованию в парах в зале

Тренеры в юнкерском училище дают урок фехтования будущим офицерам

Тренеры дают урок фехтования в зале

Фехтование в кадетском корпусе при царе - обучение в парах в зале

Фехтование в кадетском корпусе

Только в конце 19 века при Александре 3 были разрешены дуэли, как средство защитить поруганную честь. Но время было упущено и до самой Революции в России не создалось ни фехтовальных школ, ни традиций, ни теоретиков и методистов в области искусства фехтования.

Нельзя сказать, что ничего не было совсем. Были работы Сивербрика И.Е в середине 19 века, безнадежно устаревшие уже в момент выхода их из печати. Были приглашенные французские и итальянские мастера, ставившие русским офицерам саблю и шпагу.

Иван Ефимович Сивербрик - замечательный тренер фехтования и автор первого русского ученика по фехтованию

Иван Сивербрик - автор ученика фехтования

Первый русский учебник по фехтованию написанный Сивербриком для обучения русских офицеров

Первый русский учебник по фехтованию

Могилы рода Сивербриков под Петербургом, однако могила самого И.Е. Сивербрика утрачена

Могилы рода Сивербриков в Петербурге

Были талантливые фехтовальщики, побеждавшие в международных турнирах и выступавшие на первых Олимпиадах. Такие фехтовальщики как Заковорот П.А., Климов Т.И., Захаров В.М, Мордовин А.П. были ничем не хуже европейских коллег, но их было мало.

Фехтование в 19 и начале 20 века рассматривалось не как спорт, а как прикладное умение для войны. Генералам (не только в Российской Империи) все не терпелось схватиться с кем-то на саблях и штыках, и это в век казнозарядных магазинных винтовок и пулеметов. Это рождало нездоровый зуд в обучении офицеров боевому фехтованию, включая фехтование на штыках.

Обучение основам фехтования в царской армии было на уровне простейших базовых приемов

Обучение основам фехтования в армии

Казаки отрабатывают приемы фехтования в полевых условиях при действии пешими

Казаки отрабатывают приемы фехтования

Фехтование в русской царской армии было на зачаточном уровне и совершенно бесполезно для военных навыков

Фехтование в русской царской армии

Отсюда тяга к навязыванию академического фехтования в кадетских и юнкерских корпусах, фактически из-под палки.

Отсюда тяга к строевому фехтованию и обучение элементам фехтовальных приемов с шашками и саблями в царской армии.

Особенно часто это практиковалось в регулярной коннице и у казаков. Никакого практического военного смысла это не несло, но занимало приличное время на обучение базовым фехтовальным навыкам.

Фехтование в зале до революции 1917 г. было редкостью, зами залы исчислялись единицами

Фехтование в зале до революции 1917 г.

Фехтование  в зале в юнкерском училище было обязательной програмой обучения, хотя и бесполезной с военной точки зрения

Фехтование в зале в юнкерском училище

Фехтование в царской России иногда практиковалось на улице, хотя специальных мест для этого не было оборудовано и предусмотрено

Фехтование в царской России на улице

Понимание, что современное фехтование это, прежде всего, спорт пришло далеко не сразу. Все это накладывало негативный отпечаток и на само развитие фехтования, не было ни внятной цели, ни методологии, ни методик обучения.

После Октябрьского переворота большевики 16 октября 1918 г. издают декрет о развитии спорта и физической культуры. Но еще до этого, в августе того же 1918 г. в Петрограде и Москве были открыты военная гимнастическо-фехтовальные школы.

В них преподавали те же фехтовальщики, что активно занимались и до революции: как Заковорот П.А., Климов Т.И., Захаров В.М, Мордовин А.П. и другие.

Русско-советский фехтовальщик и заслуженный тренер по фехтованию Аркадьев В.А.

Русско-советский фехтовальщик Аркадьев

Русско-советский фехтовальщик, заслуженный мастер спорта и тренер Климов Т.И.

Русско-советский фехтовальщик Климов

Советский фехтовальщик и заслуженный тренер по фехтованию Булочко К.Т.

Советский фехтовальщик и тренер Булочко

Вплотную заняться фехтованием им удалось уже после образования СССР и окончания гражданской войны в 1922 г.

Наиболее значимым и заметным советским тренером фехтования тогда был Петр Антолнович Заковорот. Он был великолепным фехтовальщиком, и в 1910 году в Париже занял 3 место в фехтовальном турнире. В 1918 году Заковорот стал тренером первых советских курсов гимнастики и фехтования для командного и рядового составов Красной Армии. В 1920 возглавлял кафедру фехтования Харьковского института физической культуры.

Его учениками были многие известные спортсмены и в будущем тренеры СССР. Его спортивная карьера была феноменально долгой. В 1935 он выиграл чемпионат УССР на рапирах в 64 года!

Заковорот А.П.  российский и советский спортмен и заслуженный тренер - основатель фехтования в СССР

Заковорот А.П. - основатель фехтования в СССР

Закворот тренирует на рапире советских спортсменов, фактически он основополагатель тренерской работы в фехтовании в СССР

Закворот тренирует на рапире спортсменов

Советские спортсмены и заслуженные тренеры фехтования Заковорот А.П. и Климов Т.И. с рапирами

Заковорот А.П. и Климов Т.И. с рапирами

В Москве, в 1922году при военной академии РККА была организована секция фехтования, по сути положившая начало советскому фехтованию.

В этой секции фехтования работал преподавателем Виталий Андреевич Аркадьев. Этот период фехтования в СССР активно прошел в поисках новых форм обучения, построения методологии, отличной от старой, академической, пришедшей из 19 века, и новых методик обучения, построенных на вновь созданной методологии.

Старые методы обучения не годились для рабоче-крестьянской молодежи, которая не могла уделять массу времени отработке достаточно неудобных и не физиологичных академических движений, и приемов в фехтовании.

Советские спортсменки на параде с саблями на Красной площади символизировали развите советского фехтования

Советские спортсменки на параде с саблями

Фехтовальщицы с рапирами в Ленинграде на площади Урицкого в групповом фехтовании показывают достижения советского спорта

Фехтовальщицы с рапирами в Ленинграде

Фехтование в у женщин в начале 20-х полагалось в специальных юбках, но к 30-м годам в СССР от них полностью отказались

Фехтование у женщин в начале 20-х

Возникают две школы – классиков и новаторов. Первые ратовали за классическое обучение, основной упор делали на филигранной технике владения клинком. Представителем классиков считался Тимофей Иванович Климов, а ярким представителем новаторов был Виталий Андреевич Аркадьев.

Новаторы говорили, что фехтовать нужно естественно, подгоняя приемы под физиологию человека. Если движения не вычурные, а естественные, то обучение проходит быстрее, проще, лучше усваиваются и выполняются на фехтовальной дорожке более сложные приемы.

Кроме того, новаторы ввели в фехтование психологический фактор, настроенность на победу любой ценой. И в создании психологического настроя, психологической подготовке к поединку видели одну из главных задач тренера.

Советские фехтовальщики на внутренних соревнованиях постоянно показывали растущее мастерство

Советские фехтовальщики на соревнованиях

Первые чемпионаты фехтования в СССР проводились как между старыми, еще царскими мастерами, так и среди новых советских фехтовальщиков

Первые чемпионаты фехтования в СССР

Турниры по фехтованию в СССР в 20-е годы выясняли, какая школа фехтования была лучше: новаторов или классиков

Турниры по фехтованию в СССР в 20-е годы

Классики считали, что эмоциональное накачивание фехтовальщика перед поединком ничего не стоит против выверенной техники.

Соперничество двух школ фехтования выливалось и на фехтовальную дорожку, где Аркадьев и Климов не раз скрещивали клинки. Технически, по очкам выигрывал Климов. Но идеологически, в перспективе на длительное развитие подход Аркадьева оказался более верным.

И был замечен советской властью, которая оценила вклад молодого новатора в развитие фехтования в СССР.

Аркадьев В.А. - выдающийся спортсмен фехтовальщик, заслуженный тренер СССР, написавший много книг по фехтованию

Аркадьев В.А. - заслуженный тренер СССР

Аркадьев лично воспитал многих выдающихся советских фехтовальщиков, помогал растить новые споривные таланты

Аркадьев лично воспитал многих фехтовальщиков

Аркадьев тренировал советских спортсменов до глубокой старости, продолжая готовить новые кадры фехтовальщиков

Аркадьев тренировал до глубокой старости

Аркадьев в начале 50-х годов пишет несколько отличных учебников по фехтованию, которыми будут пользоваться не одно поколение советских спортсменов. В них он закладывает детальный разбор основ возможной стратегии и тактики на фехтовальной дорожке.

Правильно выбранная стратегия позволяет нивелировать иногда провалы в технике. Труды Аркадьева читаются достаточно легко, но читать их нужно вдумчиво, поскольку автор достаточно подробно останавливается на всех аспектах правильного выбора поведения фехтовальщика в поединке.

Учебники по фехтованию Аркадьева В.А. считались эталонным изложением стратегии и тактики фехтования

Учебники по фехтованию Аркадьева В.А.

Аркадьев написал много прекрасных книг по фехтованию, которые издавались и переиздавались несколько десятков лет

Аркадьев написал много книг по фехтованию

Могила  выдающегося советского спортсмена, заслуженного теренра по фехтованию вырастившего поколения спортсменов Аркадьева В.А.

Могила заслуженного теренра Аркадьева В.А.

В борьбе мнений и методик в области организации обучения фехтованию в СССР 20-х - 30-х годов, далеко не всегда безобидной в те времена, выковывалась методология подготовки советских спортсменов, которая потом так будет удивлять иностранцев.

Советские спортсмены и тренеры не брезговали доносами и клеветой в отношении своих коллег. Особенно отличилась на это поприще моложежь их рабоче крестьянских семей.

Значительная часть тренеров была из старой, царской школы фехтованияи, часть из них была офицерами и имеда дворянское происхождение, и их всегда можно было обвинить в контрреволюции.

Мордовин А.П. - один из создателей фехтования в СССР, был офицером в царской армии, что не могли забыть большевики

Мордовин А.П. - создатель фехтования в СССР

На фотографии фехтовальщик Мордовин в чине полковника среди офицеров однополчан, служивших вместе с ним в армии Российской империи

Мордовин среди офицеров однополчан

Полковник Мордовин, несмотря на все его заслуги в части создания советского фехтования был репрессирован сталинщиной

Мордовин был репрессирован сталинщиной

Так, был репрессирован замечательный фехтовальщик и тренер Александр Павлович Мордовин. Его учениками были замечательные спорсмены фехтовальщики и впоследствии знаменитые тренеры Виталий Андреевич Аркадьев и Юрий Константинович Мордовин.

Именно Мордовин А.П. стоял у истоков создания и развития фехтования в СССР, за что большевики отплатили ему черной неблагодарностью.

Отголоски борьбы новаторов и классиков еще всплывут на первых олимпиадах в которых СССР примет участие в начале 50-х годов. Но об этом чуть позже.

Второй значимой фигурой, определившей и опередившей свое время, был спортсмен фехтовальщик и знаменитый тренер Константин Трофимович Булочко.

Булочко К.Т. -советский спортсмен, чемпион, заслуженный тренер СССР, написавший много книг и вырастивший многих спортсменов

Булочко К.Т. - заслуженный тренер СССР

Булочко со своими учениками фехтовальщиками, которых он обучал в первые годы советской власти

Булочко со своими учениками фехтовальщиками

Булочко показывает офицерам советской армии прием фехтования: выпад на рапире

Булочко показывает выпад на рапире

Еще очень молодым человеком он закончил ГИФК им. П. Ф. Лесгафта, где им позднее, в 1934 г. будет создана кафедра спортивного фехтования. Им же были организованы и первые ДЮСШ для обучения фехтованию талантливых детей.

Именно Булочко написал в 1940 г. первые по-настоящему доходчивые учебники по фехтованию для взрослых и детей. «Рукопашный бой и фехтование», «Фехтование и рукопашный бой в детской спортивной школе» - вот первые советские учебники по фехтованию. Автору удалось систематизировать, обобщить и представить в емком, удобочитаемом виде все наработки в фехтовании молодого советского государства.

Актуальность учебник не потерял и до сих пор. Многие вещи, изложенные Булочко не смогли написать лучше него те, кто в последующем брались писать о фехтовании.

Фехтовальщики, будущий заслуженный тренер СССР Булочко К.Т. и создатель сценического фехтования Кох И.Э.

Фехтовальщики Булочко К.Т. и Кох И.Э.

Первый учебник по фехтованию в СССР, написанный Булочко, выдержал много переизданий и актуален до сих пор

Первый учебник по фехтованию Булочко

Могила советского фехтовальщика, чемпиона многих спортивных турниров заслуженного теренра и автора многих трудов по фехтованию Булочко К.Т.

Могила заслуженного теренра Булочко К.Т.

Булочко был ярким представителем школы новаторов, и именно ему принадлежит замечательная работа в области подготовки волевых качеств спортсмена-фехтовальщика: «Советы тренеру по методике волевой подготовки фехтовальщика».

Кстати именно Булочко в конце своей долгой жизни обратился к вопросу фехтования в возрасте, написав еще один труд «Преграды старению».

Однако, в СССР фехтование развивалось не только в части чистого спорта или чисто военно-прикладных умений.

Фильм Александр Невский, 1938г. - сценическое фехтование в батальных сценах в советском кинематографе

Фильм "Александр Невский" - сценическое фехтование

Фильм Богдан Хмельницкий, 1941г. - сценическое фехтование в сценах поединков в советском кинематографе

Фильм "Богдан Хмельницкий" - сценическое фехтование

Спектакль театра Ленсовета, Гамлет, 1938 г. - сценическое фехтование в сценех поединка на рапирах в пьесе Шекспира

Спектакль театра "Гамлет" - сценическое фехтование

Одним из востребованных направлений оказалось сценическое фехтование. Театр был провозглашен Лениным, наряду с кино и цирком наиглавнейшим инструментом воспитания советского человека.

А где театр, там так или иначе всплывает фехтование. В кино кстати тоже оно весьма необходимо. А патриотические военные фильмы, такие как «Александр Невский», «Минин и Пожарский» и др. без сценического фехтования не снять.

Новатором развития направления сценического фехтования был Иван Эдмундович Кох. Выходец из дворянской семьи, он отлично фехтовал, не раз одерживал всесоюзные победы на рапире, хотя и не был заядлым спортсменом.

Кох И.Э., немец, дворянин, спортсмен-фехтовальщик - основоположник советского сценического фехтования

Кох И.Э. - основоположник сценического фехтования

Кох был спортсменом фехтовальщиком, рапиристом, выигравшим множество чемпионатов, фехтовал с Аркадьевым и Булочко

Кох был спортсменом фехтовальщиком

Кох обучил многие поколения советских актеров качественному сценическому фехтованию и этикету

Кох обучил многие поколения актеров фехтованию

В 1933 году Кох сам начал преподавать физкультуру и фехтование в Петроградском институте сценических искусств. Позже в течение долгих лет возглавлял кафедру сценического движения. Именно им была разработана и внедрена система сценического фехтования, которое позволило реализовывать задачи создания театральных спектаклей и сьемок исторических фильмов.

Будучи не только одаренным педагогом, но и хорошим беллетристом, Кох пишет книги по сценическому движению и фехтованию, которые не потеряли актуальности и по сей день.

Иван Кох обогатил технику сценического движения «этикетно-стилевыми навыками». Для игры в исторических спектаклях, включая сцены фехтования отныне студенты должны были осваивать основы этикета и фехтования Средних веков, Ренессанса и Нового времени.

Кох до глубокой старости преподавал атерам советского театра сценическое фехтование

Кох до старости преподавал атерам фехтование

Учебники Коха для актеров театра и кино по фехтованию и по движениям на сцене

Учебники Коха по фехтованию на сцене

Могила спортсмена рапириста, заслуженного теренра и создателя сценического фехтования Коха И. Э.

Могила заслуженного теренра Коха И. Э.

Он заложил основы того, что со временем превратилось в отдельное направление фехтования в России – артистическое фехтование.

Интересный факт из биографии Коха – Иван Эдмундович сыграл самого себя в советском фильме о фехтовальщиках саблистах «Сотвори бой», в котором он помогает своему бывшему ученику, молодому спортсмену освоить сложный прием на спортивной сабле.

Такая сцена в кино была лучшей оценкой вклада И.Э. Коха в развитие одного из направлений фехтования.

Примерно в середине 60-х появляются еще два учебника по фехтованию: Александра Николаевича Пономарева и Леонид Самуилович Блох.

Блох Л.С. - спортсмен шпажист, победитель многих чемпионатов и тренер фехтования советской сборной

Блох Л.С. - спортсмен и тренер фехтования

Учебники фехтования для спортсменов СССР, написанные тренерами сборных Блохом и Пономаренко

Учебники фехтования Блоха и Пономаренко

Могила советского спорсмена шпажиста и теренра, автора учебника по фехтованию Блоха Л.С.

Могила спорсмена шпажиста и теренра Блоха Л.С.

Оба автора были отличными спортсменами, чемпионами СССР в фехтовании на шпагах. Позже, оба занимались успешно тренерской деятельностью. Пономарев руководил кафедрой фехтования и рукопашного боя ГЦОЛИФКа. Блох был главным тренером по фехтованию «Спартака».

Кроме всего прочего, он ставил сценическое фехтование в театре Советский армии, и во многих фильмах, таких как «Гусарская Баллада».

Такой богатый опыт нашел отражение в учебниках по фехтованию от двух заслуженных мастеров клинка.

С 50-х годов СССР участвует в Олипиадах и несмотря на первоначальный провал, в целом очень успешно

С 50-х годов СССР участвует в Олипиадах

Спортсмены СССР показывали хорошие результаты, выигрывая Олимпиады и чемпионаты мира, после первоначальных неудач

Спортсмены СССР показывали хорошие результаты

Фехтовальщики СССР много раз побеждали в престижных международных турнирах и чемпионатах сильнейших фехтовальщиков

Фехтовальщики СССР много раз побеждали

К началу 50-х годов фехтовальщики в СССР накопили достаточный опыт и технические умения, чтобы начать участвовать в международных соревнованиях, включая Олимпиады.

Снова вышли на свет старые споры – что важнее, психологическая накачка советского человека и воля к победе, или классическая виртуозная техника. Первое участие советских фехтовальщиков в Олимпиаде в 1952 году обернулось разгромным поражением.

Психологическая накачка идеологией никак не помогла спортсменам. Скорее помешала. А техническое превосходство буржуазных фехтовальщиков было подавляющим.

Фехтовальщики СССР активно тренировались для участия в международных и внутрисоюзных соревнованиях и чемпионатах

Фехтовальщики СССР активно тренировались

Тренеры сборных создавали новые методики для успешного выступления советских спорсменов на международных чемпионатах и турнирах

Тренеры сборных создавали новые методики

Новые методики фехтования проверяли в реале советские спорсмены, которые отрабатывали их работоспособность на внутренних соревнованиях

Методики проверяли в реале спорсмены

Впрочем, это поражение отрезвило советских тренеров фехтования, они проанализировали причины неудачи и сделали правильные вводы.

Техническая сторона фехтования становится основной. Морально-волевые качества спортсмена, его воля к победе нанизываются на технические умения, как необходимое дополнение. Такой симбиоз даст свои плоды уже через несколько лет, и позволит советским фехтовальщикам успешно занимать призовые места на турнирах и чемпионатах.

В начале 60-х годов в советском фехтовании на несколько десятков лет зажигается звезда замечательного тренера Давида Абрамовича Тышлера.

Тышлер Д.А. - спортсмен и заслуженный тренер СССР, вырастивший поколения советских чемпионов фехтовальщиков

Тышлер Д.А. - спортсмен и заслуженный тренер

Тышлер - отличный спортсмен фехтовальщик, победитель многих чемпионатов, турниров и Олимпиад

Тышлер - победитель многих чемпионатов

Тышлер был долгие годы тренером сборной СССР, которая под его руководством одерживала победу за победой

Тышлер был тренером сборной СССР

Одаренный спортсмен, он начинал заниматься под непосредственным руководством Аркадьева, и был его лучшим учеником. Д.А, Тышлер - чемпион СССР, призёр чемпионатов мира и Олимпийских игр в фехтовании на сабле.

После окончания спортивной карьеры стал тренером сборной СССР по фехтованию на саблях. Именно под его руководством команда СССР не раз выигрывала Олимпиады и мировые чемпионаты по фехтованию.

Личными усилиями Тышлера были отобраны и подготовлены олимпийские чемпионы Виктор Кровопусков, Марк Мидлер, Марк Ракита, Виктор Сидяк, Виктор Баженов.

Тышлер пишет учебник о фехтовании, он был автором множества учебников, научных статей и других работ о фехтовании

Тышлер пишет учебник о фехтовании

Учебники фехтования Тышлера  частично написаны в соавторстве с его учеником, другом и единомышленником Мовшовичем

Учебники фехтования Тышлера и Мовшовича

Есть книги по фехтованию Тышлера, в том числе и по сценическому фехтованию написаны в соавторстве с Мовшовичем

Книги по фехтованию Тышлера и Мовшовича

Давид Абрамович Тышлер является автором более 170 книг и монографий о фехтовании, в том числе и о сценическом фехтовании.

Часть книг написана им в соавторстве со своим учеником, соратником и последователем А.Д. Мовшовичем.

Его эрудиция и знания в области фехтования были очень разнообразны, что позволило ему писать книги, посвященные различным аспектам фехтовальной науки с неизменным успехом. Но и написанные им труды постоянно совершенствовались, дополнялись, изменялись в соответствии с полученными новыми знаниями и данными.

Тышлер - заслуженный тренер и чемпион, уже при жизни считался мэтром фехтования в СССР и России

Тышлер - заслуженный мэтр фехтования в СССР

Книги по фехтованию написанные Тышлером обязательны к прочтению всеми, кто хочет научиться фехтовать

Книги по фехтованию написанные Тышлером

Учебники по фехтованию авторства Тышлера и по сей день востребованы как справочная литература для тренеров СШОР и частных школ фехтования

Учебники по фехтованию авторства Тышлера

Педагогический талант Тышлера был несомненен, он долгие годы был профессором кафедры теории и методики фехтования и современного пятиборья РГУФК. Он мог заметить перспективного ученика в том, в ком все другие не видели никакого таланта. Именно Тышлер увидел в нескладном, неказистом и не подающим никаких надежд Викторе Кровопускове будущего 4-х кратного олимпийского чемпиона.

Методичность и обобщение – вот главные принципы изложение Тышлером материала в своих книгах. Они на писаны сухо, очень академично и читаются крайне тяжело. Однако, являются прекрасными ситуационными справочниками для тренера, подсказывая ему, что нужно делать в обучении своих учеников шаг за шагом.

В его книгах обобщен и систематизирован весь опыт обучения советских спортсменов за несколько десятков лет.

Тышлер, заслуженный тренер по фехтованию СССР и России и его портрет чемпиона по сабле в молодости

Тышлер тренер и его портрет в молодости

Статуя заслуженному тренеру Тышлеру Д.А., поставленная в память его выдающихся заслуг перед зданием РГУФК на Аллее Славы

Статуя заслуженному тренеру Тышлеру Д.А.

Могила заслуженного тренера по фехтованию СССР и России, чемпиона олимпийских игр по сабле, Тышлера Д.А.

Могила заслуженного тренера Тышлера Д.А.

Тышлера постоянно привлекали как консультанта-постановщика фехтовальных сцен в кино и театр. Он ставил поединки в «Сирано де Бержераке» в знаменитом спектакле «Современника», он был постановщиком боев в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и многих других.

Если что-то шло не в части безопасности так на съемочной площадке, Тышлер немедленно прекращал работу. Так, у него возник острый конфликт с Высоцким, играющим арапа Петра 1. Возмущенный откровенно наплевательским отношением Высоцкого к безопасности и себя и других, Тышлер забрал всю группу фехтовальщиков, которые создавали массовку и уехал со сьемок.

Конец 60-х и- 70-х годов были золотым временем для советского спортивного фехтования. Многочисленные победы, талантливые спортсмены, призы, награды, рекорды.

Фехтование на Олимпиаде 1980 г. в Москве показало новые физические возможности спортсменов фехтовальщиков

Фехтование на Олимпиаде 1980 г. в Москве

Стиль фехтования 80-х это новые скорости для спортсменов, быстрота и  непрерывный натиск

Стиль фехтования 80-х быстрота и натиск

Из за возросших скоростей резко увеличился травматизм спортсменов как на тренировках, так и на соревнованиях

Увеличился травматизм на соревнованиях

Но тучи начинали неумолимо сгущаться. Во-первых, сами спортсмены на волне успеха начинали вести себя неуправляемо. Как в быту, так часто, и на соревнованиях.

Во-вторых, само фехтование начало меняться, хотя многие спортсмены и тренеры не хотели этого замечать. Возросли нагрузки, увеличились скорости, улучшились ТТХ самих спортсменов. Многие вещи, которые описывали старые авторы (Булочко, Аркадьев) стало невозможно реализовать в новом скоростном фехтовании.

Оружие и защита остались старые, но сила и скорость спортсменов многократно возросли. А фехтовальное сообщество так консервативно.

Начались серии мелких и не очень травм на тренировках и внутренних соревнованиях. На это старались не обращать внимание.

На соревнованиях в Монреале в 1976 г. Виктор Сидяк был ранен в глаз обломком сабли

Виктор Сидяк был ранен обломком сабли

На Олимпиаде в Москве в 1980 г. Владимир Лапицкий ранен в грудь обломком рапиры, его удалось спасти

Владимир Лапицкий ранен обломком рапиры

На чемпионате в Риме, в 1982 г. Владимир Смирнов убит обломком рапиры попавшим в глаз, спасти его не удалось

Владимир Смирнов убит обломком рапиры

На Олимпиаде в Монреале в 1976 г во время поединка на сабле ломается клинок, и обломок попадает Виктору Сидяку в глаз. Он отказывается уходить с дорожки, обломок не удается извлечь и Сидяк фехтует в кровавой повязке на глазу. Это произвело шокирующее впечатление и на сборную СССР, и на судей.

Но, это было только начало… На Олимпиаде в Москве в 1980 году при выполнении «горбушки Свешникова» получает тяжелое ранение рапирист Владимир Лапицкий. Обломок рапиры пробил фехтовальную куртку, вонзился в спину и прошел в 3-х мм от сердца. Только оперативное вмешательство бригады советских врачей прямо на соревнованиях помогло спасти жизнь Лапицкому.

Объяснив все случайностью, предпочти замять инцидент. В 1982 году на чемпионате в Риме обломком рапиры пробивают маску советскому рапиристу Владимиру Смирнову, обломанный клинок попадает в глаз и проходит до затылка. Спасти Смирнова не удается, и он через 3 дня умирает в реанимации.

В фехтовании в 90-х вперед выходят ТТХ спортсменов, которые  в основном помогают одерживать победы

В фехтовании в 90-х вперед выходят ТТХ

Физические данные спорсмена станут главными как раз в 90-е года, когда длинные руки и ноги позволят получить бонус для побед

Физические данные спорсмена станут главными

Рост, длинные руки и ноги, резкость движений, скорость перемещения и ударов- вот основа успехафехтовальщиков 90-х

Рост, резкость, скорость - основа успеха

Только после этого, начинаются изменения в защитной экипировке фехтовальщиков. Усиливается сетка маски, сама конструкция становится безопаснее. Заменяется материал фехтовальных курток, набочников и бороды маски. Вместо плотной ткани начинают использовать кевларовое волокно, как на бронежилетах. Ткань фехтовальной экипировки, пригодной для соревнований должна выдерживать усилие укола 1600 Н.

Вводятся в обязательном порядке клинки из марагеновой стали, которые ломаются без образования острых обломков. Все эти меры позволили резко уменьшить травмы в спортивном фехтовании.

Начало 80-х и 90-х годов в спортивном фехтовании ознаменовалось отмиранием старых техник и возникновением нового типа фехтования. До этого, фехтование делало ставку на техническо-волевые качества. Техника и мотивация решали все.

В 2000-х фехтование еще более убыстрилось, и его скорости становятся слишком быстрые для глаз судей

В 2000-х фехтование еще более убыстрилось

Скорости спортсменов фехтовальщиков вынуждают ввести видеозаписи для корректного судейства соревнований

Скорости вынуждают ввести видеозаписи

Видеофиксация фехтования в 2000-х становится общепризнанной нормой на всех значимых соревнованиях

Видеофиксация фехтования становится нормой

Но с середины 80-х годов приоритет сместился к физическим характеристикам спортсменов. Именно физические данные начинают играть доминирующую роль. Техника и мотивация только дополняют их. Фехтование приобретает чисто суворовские принципы на дорожке: глазомер, быстрота натиск. Техническая часть резко упрощается. Нет длительного разыгрывания фраз, все решается в несколько темпов.

В этих новых, меняющихся условиях фехтовальная мысль тоже не стояла на месте. Появляются новая методология обучения скоростному фехтованию и методики на ее основе.

Замечательные учебники по фехтованию созданы профессором кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ, доктором педагогических наук, заслуженным работником высшей школы РФ, заслуженным тренер РФ, Алеком Давыдовичем Мовшовичем.

Мовшович А.Д. - спсортсмен, победитель чемпионатов и заслуженный тренер фехтования России

Мовшович А.Д. - заслуженный тренер фехтования

Мовшович - друг соратик ипродолжатель идей Тышлера, продвигающий в методологии и методике фехтования его принципы

Мовшович - продолжатель идей Тышлера

Мовшович - профессор РГУФК и ВТУ Щепкина, преподающий студентам различные виды фехтовального искусства

Мовшович - профессор РГУФК и ВТУ Щепкина

На сегодня он является наиболее заметной фигурой в части подготовки научных и теоретических работ в области фехтования. А. Д. Мовшович – автор более 80 печатных работ в этой области, включая учебники и учебные пособия для студентов спортивных ВУЗов, и тренеров.

Он долгие годы был учеником, помощником и соратником Д.А. Тышлера, вместе с ним разрабатывал методические материалы, и учебные пособия по методике и теории фехтования.

Является профессором кафедра пластического воспитания и преподавателем сценического фехтования в Высшем Театральном училище им. Щепкина.

Мовшович работал консультантом и ставил фехтование в кино и театре, и играл сам небольшие роли, например маэстро фехтования в Анне Карениной

Мовшович ставил фехтование в кино и театре

Мовшович автор 70 книг, работ, статей и монографий  по различным направлениям современного и исторического фехтования

Мовшович автор 70 книг по фехтованию

Мовшович написал учебники по спортивному и сценическому фехтованию для  студентов российских ВУЗов

Мовшович написал учебники фехтования для ВУЗов

Мовшович был создателем такого нового для России направления, как артистичное фехтование, которое прочно завоевало сегодня почетное место среди других видов фехтования.

С 2008 г. А. Д. Мовшович – первый вице-президент Федерации артистического фехтования. Им написаны продвинутые методическо-учебные пособия, монографии и сделан фильм по этому направлению.

Он был постановщиком фехтовальных и батальных сцен во множестве фильмов и спектаклей.

Ученики Мовшовича это будушие тренеры спортивного фехтования в СШОРах и частных школах и постановщики фехтования в кино и театре

Ученики Мовшовича будушие тренеры фехтования

Мовшович вырастил поколения тренеров фехтования на спортивном оружии и постановщиков сценических боев

Мовшович вырастил поколения тренеров фехтования

Мовшович создал методики нынешнего фехтования преподавать по которым успешно учатся будущие тренеры

Мовшович создал методики нынешнего фехтования

Не лишне отметить, что за свои заслуги в области развития фехтования А. Д. Мовшович был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Заканчивая обзорную статью, стоит сказать, что на сегодняшний день, чисто спортивное фехтование дошло до своего логического предела.

Все, что можно было выжать из него в плане развития спортсменов – выжато. В целом, в спортивном фехтовании за последние 15 – 20 лет никаких прогрессивных новшеств не возникло.

Фехтование в 2020-х - это выполнение фехтовальных приемов на пределе возможностей спортсмена

Фехтование в 2020-х - на пределе возможностей

Сегодня благодаря новым методикам тренировок в фехтовании задействованы все возможности человека

Сегодня задействованы все возможности человека

Сочетание физических данных и техники - вот что такое современное спортивное фехтование

Сочетание физических данных и техники

Доведено до совершенства все старое, все, что имелось до этого, ни ничего прорывного не появилось за это время.

Возможно, имеет смысл привнести в процесс тренировки новые данные из области нейробиологии и нейрофизиологии. Ведь обучение фехтованию, это осознание и запоминание приемов именно мозгом. Сейчас в этой области просто прорывные исследования и открытия. Но, фехтовальщиков обучают по старинке.

В России появляются новые направления фехтования. Сюда тихой сапой вползла HEMA (Historical European Martial Arts, Исторические Европейские Боевые Искусства), и весьма пафосно пришел Сайберфайтинг.

Артистичное фехтование - новое фехтование, развитие сценического фехтования с упором на приемы фехтования

Артистичное фехтование - новое фехтование

HEMA - фехтование по старым трактатам, возрождение старых евроепйских школ меча

HEMA - фехтование по старым трактатам

Саберфайтинг - фехтование на световых мечах, новый вид фехтования отсылающий нас к вселенной Звездных войн

Саберфайтинг - фехтование на световых мечах

В целом будущие развитие фехтования видимо в движении вширь, когда будут развиваться альтернативные спортивному виды и направления фехтования. Но детальный разбор этого тема отдельной статьи.


Школа японского фехтования мечом Katana Club в центре Москвы обучает кендзюцу детей и взрослых

Школа японского фехтования мечом Katana Club

Школа японского фехтования Katana Club обучает навыкам владения японским мечом детей и взрослых, новичков и опытных спортсменов. Мы находимся в самом центре Москвы, и обучаем фехтованию на японских длинных и коротких мечах.

Задачи тренеров Katana Club на занятиях японским фехтованием

Задачи тренеров Katana Club на занятиях японским фехтованием

Перед трененрами во время обучения стоят разнообразные задачи. Первая и главная из них, это выявить спосбности ученика и максимально полно развить. Обеспечив при этом отстутствие травматизма и приемлемый уровень нагрузок.